18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Венецианская биеннале готова к чрезвычайному положению

Ральф Ругофф, куратор 58-й Венецианской биеннале, вызывает огонь на себя, делая выставку «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», где искусство непосредственно откликается на современность

Какой бы в итоге ни оказалась главная выставка Венецианской биеннале «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» Ральфа Ругоффа — хорошей ли, плохой или очень плохой (большинство международных биеннале — сомнительного качества дорогие декорации для селфи), — важно, что куратор сделал ставку на искусство наших дней, в то время как в последние годы многие его коллеги избегают этого. Они предпочитают выкопать какого-нибудь умершего художника середины прошлого века, обойденного при жизни должным вниманием. Это, бесспорно, благородная миссия — полезная и нужная практически во все другие времена. Но именно сейчас времена не такие.

Ругофф заявил, что не хочет включать в свою биеннале «большой отряд мертвых художников». «Я хотел работать с художниками, так или иначе откликающимися в своем творчестве на времена, в которые мы живем». Аминь! Кураторам стоило бы взять на вооружение эту стратегию и перестать упиваться властью, вернув бразды правления художникам. Но только это в сотню раз рискованнее. (Ведь считается, что, чем больше на выставке «древностей», тем неуязвимее она для критики: кто будет плохо говорить о покойниках? какой в этом смысл?)

Мы живем в условиях чрезвычайного положения; нам нужно видеть, что сейчас думают и делают художники. Мы должны хранить верность искусству; не стоит предавать его ради копания в архивах и минимизации рисков.

Момент, в который мы живем, давит на нас, настойчиво требует нашего внимания. Любое произведение, создающееся сегодня — неважно, хорошее или плохое, — в любом случае остается произведением искусства, созданным в период зарождения фашизма, усиления тоталитаризма, на пороге появления десятков миллионов беженцев, вызванного умышленным экологическим разрушением планеты. В следующем веке Венеция, скорее всего, окажется под водой, а большинство прибрежных городов США станут непригодными для жизни. В Индии будет слишком жарко; хадж также будет невозможно совершить из-за невыносимой жары. Шанхай затопит. Я обожаю архивы! Но настоящее прямо сейчас влияет на нас, непрестанно опаляет нас со всех сторон. И очень правильно, что Ругофф осознанно отвечает на этот огонь.

Работая в зазорах между настоящим и будущим, Ругофф показывает, каким может быть искусство, когда оно воспринимается как активный элемент нашего общества: стремящимся к идеалам, обращающимся к позитивным или срочно требующим внимания моментам. Если люди боятся искусства современности или предпочитают более безопасные с политической точки зрения, прошедшие предварительный отбор исторические периоды (вспомним одержимость арт-мира 1960-ми и 1970-ми годами), то их, несомненно, оттолкнут или даже испугают идеи, звучащие на выставке Ругоффа. «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» звучит как угроза политическим устоям нашего общества.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+