Марк Ротко в созвучии с Моцартом и Вермеером

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

Музей истории искусств в Вене впервые представляет в Австрии ретроспективу великого американского художника Марка Ротко

Марк Ротко в мастерской на фоне работы «№ 7». 1960 г. Фото: Regina Bogat © 2005 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko, Bildrecht Vienna, 2019
Марк Ротко в мастерской на фоне работы «№ 7». 1960 г.
Фото: Regina Bogat © 2005 Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko, Bildrecht Vienna, 2019

Из всех картин мастера для выставки ее куратор Джаспер Шарп и сын художника Кристофер Ротко отобрали лишь знаковые, выстроив их хронологически — от фигуративных композиций 1930-х, где ощутимо влияние сюрреализма, затем отход от него в 1940-е и до его уже классических абстракций 1950–1960-х, благодаря которым Марк Ротко (1903–1970) получил мировую известность. Дети художника Кейт и Кристофер предоставили на выставку картины из семейной коллекции, которые редко оказываются на публике.

Отдельный зал отведен под знаменитую серию «Панно для „Сигрема“», заказанную Ротко в 1958 году для ресторана Four Seasons в небоскребе Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Шарп, хранитель коллекций старых мастеров в Музее истории искусств, заставил произведения Ротко перекликаться с работами из музейного собрания в других залах. Cреди которых и отдельная гордость венцев — полотна Рембрандта и знаменитая «Аллегория живописи» Яна Вермеера. Эти картины занимали центральное место в интересах Ротко и вдохновили его на написание «Автопортрета» и «Портрета Мэри». Марк Ротко никогда не был в Вене, но известно, что он видел коллекции Музея истории искусств, когда они выставлялись в нью-йоркском Метрополитен-музее в 1950 году.

Марк Ротко. «Портрет Мэри». 1938–1939. Фото: Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko / Bildrecht, Vienna, 2019
Марк Ротко. «Портрет Мэри». 1938–1939.
Фото: Kate Rothko Prizel & Christopher Rothko / Bildrecht, Vienna, 2019

Тем самым куратор напоминает, что Ротко на протяжении всей своей жизни серьезно изучал искусство Средних веков и эпохи Возрождения, посещая музеи и в Америке, и в Европе. «Время, проведенное им в Европе, укрепило его представление о себе как о художнике-муралисте, продолжающем традицию, которую он прослеживал от помпейских фресок и Тарквинии до шедевров Джотто и Фра Анджелико», — говорит Шарп.

Так что Вена, город Моцарта, которого художник обожал и чьи произведения постоянно слушал во время работы, — идеальное место для его выставки, считает куратор, сравнивая картины Ротко по их эмоциональному воздействию с музыкой.

Музей истории искусств
Марк Ротко
До 30 июня

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+