Марк Ротко, национальный герой Даугавпилса

Kate Rothko / Apic / Getty Images/ © Rue des Archive s / PVDE
Kate Rothko / Apic / Getty Images/ © Rue des Archive s / PVDE

На юго-востоке Латвии, в крепости Даугавпилса в следующем году откроется художественный центр, посвященный наследию Марка Ротко.

Именно в этом городе родился в 1903 году выдающийся американский абстракционист, который при рождении получил имя Маркус Яковлевич Роткович. Даугавпилс в то время входил в состав Российской империи и носил название Двинск.

Центр, на создание которого уйдет $5 млн, постарается привлечь во второй по величине город Латвии туристов из разных стран. В арт-центре Даугавпилса будут постоянно экспонироваться восемь оригинальных работ Ротко. Шесть из них безвозмездно переданы наследниками художника, две предоставлены вашингтонской Национальной галереей. В настоящее время в городском музее уже экспонируются высококачественные репродукции произведений Ротко. Руководитель центра Алексей Бурунов отмечает, что Даугавпилс не может позволить себе покупку оригиналов, поскольку их стоимость превышает весь годовой бюджет города.

Хотя официальное открытие арт-центра, приуроченное к 110-летию со дня рождения художника, намечено на сентябрь 2013 года, центр уже сегодня начал активную международную деятельность. Как шутят латвийские художники, работать с Ротко и не заразиться его экспрессивностью нельзя. С 13 июля по 3 августа в галерее Шауляйского университета (Литва) прошла выставка репродукций работ этого всемирно известного мастера, призванная популяризировать даугавпилсский художественный центр. В свете очередного рекорда, который был зафиксирован на майских торгах Christie’s в Нью-Йорке, когда холст художника Оранжевое, красное, желтое (1956) был продан неизвестному покупателю за $86,9 млн, этот пиар-шаг выглядит вполне обоснованным.

Даугавпилсский арт-центр Ротко задуман прежде всего как еще один «нерижский» проект (наряду с Рундальским замком и Турайдским музейным заповедником, ежегодно принимающими около 200 тыс. посетителей), ориентированный на иностранных гостей. Видимо, имя всемирно известного земляка показалось городским властям достаточно весомым аргументом и, помимо Министерства культуры Латвии, привлекло к реализации проекта Европейский фонд регионального развития и вашингтонскую Национальную галерею.

Страховку оригиналов, предоставленных Национальной галереей, берется обеспечить американская сторона, выставляя соответствующие счета городским властям. В связи с этим руководство арт-центра обратилось к правительству Латвии с просьбой о государственных гарантиях. Если договоренность по поводу госгарантий не будет достигнута, возникнет необходимость заключения отдельного договора между государством и самоуправлением о выделении дополнительных средств. По предварительным оценкам, на годовое содержание и экспонирование работ, включая доставку и страховку, потребуется около €70 тыс.

Капитальная реконструкция исторического здания Арсенала Даугавпилсской крепости, где располагается арт-центр, была начата в мае прошлого года. В итоге 85% расходов покрыл Европейский фонд, а оставшиеся 15% должен был покрыть вклад городских властей Даугавпилса, владельца арт-центра. Однако уже сегодня власти города приняли решение о двух кредитах на общую сумму в 1 млн латов (€700 тыс.), что не могло, конечно, не вызвать некоторого недоумения общественности: деньги берутся на фактически выполненные работы!

Но кураторы арт-центра не видят в кредитах ничего экстраординарного. Как подчеркивает Алексей Бурунов, пришло время внести свои 15% муниципалитету, а так как требуемых сумм в городской казне нет, приходится их занимать, тем самым обременяя бюджет города. Центр (и соответственно, производимые в нем работы) подразделяется на три блока. Так называемый блок «А» включает резиденции художников, кухню, лифт, две мастерские и хранилище для фонда картин, подаренных участниками пленэра Марка Ротко. Блок «С» предназначен для кафе, ресторана и конференц-залов. А в центральном блоке «В» расположатся выставочные, видеои биографические залы, где будут демонстрироваться фото- и киноматериалы.

Особую ценность, по словам А. Бурунова, представляет зал для экспонирования оригиналов Ротко. Он оборудован современными системами микроклимата, пожаротушения и охраны, выведенными на центральный пульт. Реконструируемый арт-центр на нынешний год ходатайствовал о выделении €280 тыс., но получил в два раза меньше, что, по мнению большинства представителей арт-общественности, немало для реалий сегодняшней Латвии. Окончательный объем государственного финансирования будет утвержден только в рамках бюджета страны на 2013 год, говорят руководители центра.

Пока что и эти средства придется изыскивать городскому самоуправлению, причем делать это придется в течение всего периода существования центра: опыт самых востребованных туристических объектов в Латвии доказывает, что заработать на собственные расходы не удастся, — даже самые популярные из них  самостоятельно покрывают не более 70% расходов. Никто всерьез не ожидает, что арт-центр Марка Ротко в Даугавпилсе станет здесь исключением. - Олег Серебряков

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
3
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
4
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
5
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
6
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
7
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+