Ни слова о самоубийстве

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Сын Марка Ротко о творчестве отца

Christopher Rothko. Mark Rothko: From the Inside Out. Yale University Press. 328 с. £25, $35 (твердая обложка). На английском языке
Christopher Rothko. Mark Rothko: From the Inside Out. Yale University Press. 328 с. £25, $35 (твердая обложка). На английском языке

Выход в 1998 году каталога-резоне Марка Ротко в Yale University Press стал первым шагом к монополизации этим издательством рынка научных работ, посвященных одному, отдельно взятому знаменитому экспрессионисту. В 2004 году в том же издательстве была опубликована The Artist’s Reality: Philosophies of Art (Реальность художника: философия искусства) — не так давно обнаруженная рукопись, написанная самим Ротко приблизительно в 1940–1941 годах. В роли ее редактора выступил сын художника Кристофер Ротко, ныне написавший книгу Mark Rothko: From the Inside Out (Марк Ротко: изнутри).

Устроена она весьма необычно, что, впрочем, идет ей только на пользу. Состоит она из 18 эссе на разные темы. Юмор Ротко и Фрески для небоскреба Сигрем. Черное и серое. Марк Ротко и музыка. Автору, между прочим дипломированному психологу, удалось выдержать соотношение между историями из частной жизни и строгими интеллектуальными наблюдениями.

Так, Кристофер Ротко считает, что ключевая проблема творчества Марка Ротко связана с размышлениями о сути человеческого духа. И нет сомнений в том, что отец его согласился бы с таким определением. Но если разработка сложных экзистенциальных вопросов очевидно прослеживается в тревожных фигурах из раннего творчества Ротко 1930-х, то разглядеть то же самое в его знаменитых поздних абстракциях — задача более сложная. Для этого автор книги приводит изображение одной из «тающих» и «плывущих» композиций, измененное с помощью цифровых технологий, показывая таким образом, как виртуозно Ротко владеет формой и пропорциями, способными растрогать любого.

А еще в этой книге утверждается, что некоторые зрители плачут перед полотнами с «тающими цветовыми прямоугольниками». Правда, за 40 лет любования этими холстами лично мне не приходилось видеть ничего подобного. Ни разу. Не исключаю, что я просто смотрел в другую сторону всякий раз, когда кого-то душили сдержанные рыдания. И все же нам следует помнить суховатую фразу Герхарда Рихтера о том, что, в отличие от музыки, картины не могут заставить людей плакать. А если слезы все-таки льются, то не оттого ли, что мы заранее подготовлены к этому легендами о духовности этих полотен?

Автор убедительно объясняет превосходство поздних «темных» абстрактных полотен Ротко над созданными им до 1957 года. В целом эта книга привлекательна своим разнообразием и легкостью, с какой Ротко-младший переходит с одной темы на другую, развенчивая стереотипы, связанные с абстрактным экспрессионизмом, но и создавая о нем новые ­мифы. 

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+