18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ни слова о самоубийстве

№42, апрель 2016
№42
Материал из газеты

Сын Марка Ротко о творчестве отца

Christopher Rothko. Mark Rothko: From the Inside Out. Yale University Press. 328 с. £25, $35 (твердая обложка). На английском языке
Christopher Rothko. Mark Rothko: From the Inside Out. Yale University Press. 328 с. £25, $35 (твердая обложка). На английском языке

Выход в 1998 году каталога-резоне Марка Ротко в Yale University Press стал первым шагом к монополизации этим издательством рынка научных работ, посвященных одному, отдельно взятому знаменитому экспрессионисту. В 2004 году в том же издательстве была опубликована The Artist’s Reality: Philosophies of Art (Реальность художника: философия искусства) — не так давно обнаруженная рукопись, написанная самим Ротко приблизительно в 1940–1941 годах. В роли ее редактора выступил сын художника Кристофер Ротко, ныне написавший книгу Mark Rothko: From the Inside Out (Марк Ротко: изнутри).

Устроена она весьма необычно, что, впрочем, идет ей только на пользу. Состоит она из 18 эссе на разные темы. Юмор Ротко и Фрески для небоскреба Сигрем. Черное и серое. Марк Ротко и музыка. Автору, между прочим дипломированному психологу, удалось выдержать соотношение между историями из частной жизни и строгими интеллектуальными наблюдениями.

Так, Кристофер Ротко считает, что ключевая проблема творчества Марка Ротко связана с размышлениями о сути человеческого духа. И нет сомнений в том, что отец его согласился бы с таким определением. Но если разработка сложных экзистенциальных вопросов очевидно прослеживается в тревожных фигурах из раннего творчества Ротко 1930-х, то разглядеть то же самое в его знаменитых поздних абстракциях — задача более сложная. Для этого автор книги приводит изображение одной из «тающих» и «плывущих» композиций, измененное с помощью цифровых технологий, показывая таким образом, как виртуозно Ротко владеет формой и пропорциями, способными растрогать любого.

А еще в этой книге утверждается, что некоторые зрители плачут перед полотнами с «тающими цветовыми прямоугольниками». Правда, за 40 лет любования этими холстами лично мне не приходилось видеть ничего подобного. Ни разу. Не исключаю, что я просто смотрел в другую сторону всякий раз, когда кого-то душили сдержанные рыдания. И все же нам следует помнить суховатую фразу Герхарда Рихтера о том, что, в отличие от музыки, картины не могут заставить людей плакать. А если слезы все-таки льются, то не оттого ли, что мы заранее подготовлены к этому легендами о духовности этих полотен?

Автор убедительно объясняет превосходство поздних «темных» абстрактных полотен Ротко над созданными им до 1957 года. В целом эта книга привлекательна своим разнообразием и легкостью, с какой Ротко-младший переходит с одной темы на другую, развенчивая стереотипы, связанные с абстрактным экспрессионизмом, но и создавая о нем новые ­мифы. 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+