О прекращении проекта, реализовать который по итогам тендера планировалось силами АО «Ренессанс-реставрация», заявил в среду на музейной летучке директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. Проект, оцениваемый в $20 млн, из которых $2,5 млн выделил Международный банк реконструкции и развития, осуществлен не будет. Чтобы договор о финансировании продолжал действовать, работы должны были начаться уже сейчас, в апреле (и завершиться в марте 2020 года).
Напомним, еще в 2004 году Россия договорилась с МБРР о выделении средств на перекрытие внутренних дворов Михайловского дворца. Сначала предполагалось радикально перестроить Сервизный и Церковный дворы, что потребовало бы полного закрытия всего Русского музея на время реконструкции. В 2016 году решили проводить работы в два этапа и начать с реконструкции Сервизного двора. Несколько раз проект рассматривал Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга. Первый вариант был категорически отвергнут из-за грубого вмешательства в архитектуру Карла Росси, второй вариант совет одобрил. А в начале 2018 года проект реконструкции прошел Главгосэкспертизу, Министерство культуры назначило заказчиком работ Фонд инвестиционных строительных проектов города Санкт-Петербурга. Суть его состоит в том, что двор должен быть перекрыт стеклянной крышей и превращен в музейное пространство. Там предполагалось установить лифт для маломобильных посетителей, а в подвале разместить лекторий; должны были быть расширены и переоборудованы некоторые прилегающие помещения.
Однако летом 2018 года сотрудники музея начали громко протестовать против перестройки и необходимости срочно перемещать фонды, а хранитель отдела древнерусского искусства ГРМ Надежда Пивоварова, ведущий научный сотрудник того же отдела Ирина Шалина и журналист Михаил Золотоносов обратились в суд с требованием признать проект реконструкции незаконным.
Заседания начались осенью и еще идут. Суд не давал указаний остановить работы, однако результат процесса совершенно непредсказуем как по решению, так и по срокам, поэтому руководство ГРМ предпочло отказаться от реализации проекта вообще.