18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструкция Русского музея: деньги выделены — сотрудники против

В ближайшее время в Государственном Русском музее начнутся работы по реконструкции стоимостью около $20 млн. Однако сотрудники музея протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда

Вскоре станет известен победитель объявленного Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (ФИСП) конкурса на реализацию проекта реконструкции внутренних дворов Михайловского дворца, где находится основная экспозиция Государственного Русского музея. Сейчас на получение контракта стоимостью около $20 млн претендует несколько компаний: АО «Ренессанс-реставрация», холдинг «Возрождение» Игоря Букато, а также консорциум, созданный ООО «Ресстрой» и группой компаний «Геоизол». Окончательное решение о том, кто освоит эти миллионы, должны принять Министерство культуры РФ, где сейчас идет обсуждение претендентов, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вложивший в проект $2,5 млн как один из участников финансирования. По информации TANR, итоги конкурса должны подвести до конца сентября. А пока решаются финансовые вопросы, сотрудники музея бурно протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.

Сотрудники против руководства музея

На днях замдиректора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Владимир Баженов направил очередной ответ на запрос прокуратуры Центрального района города Санкт-Петербурга. Он поступил в ГРМ после обращения группы сотрудников музея, которые считают предстоящую реконструкцию катастрофой и «разрушением музея» и заявляют, что сам проект реконструкции выполнен с нарушением требований к охране памятника, каким является здание Михайловского дворца (1825, архитектор Карл Росси).

Суть проекта, вызвавшего скандал в ГРМ, состоит в том, что один из внутренних дворов Михайловского дворца должен быть закрыт стеклянной крышей и превращен в помещение музея. В нем предполагается установить лифт для маломобильных посетителей, а в подвале разместить лекторий. В результате этой реконструкции будут расширены и переоборудованы некоторые прилегающие к бывшему двору помещения. Для этого требуется переместить часть фондов и экспозиций из привычных мест в другие. После окончания работ одни экспонаты вернутся в прежние пространства, другие останутся на новых местах.

О том, что музею предстоит реконструкция, которую невозможно осуществить без переезда экспозиций и фондов, сотрудники знают уже не первый год. Разные варианты преобразования музея с 2016 года обсуждались на Совете по сохранению культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга. Но прозвучавшие в середине лета точные даты вызвали громкий скандал.

«У нас крыши текут, а мы будем заниматься остеклением дворов? — возмущается подписавшая письмо хранитель отдела икон Ирина Сосновцева. — Еще несколько лет назад лифт для маломобильных посетителей с помпой открыли, но он не работает, а теперь строят другой? И из-за этого будут страдать музейные фонды, а залы будут закрыты?»

Новый лифт для маломобильных посетителей музею нужен. Первый лифт (он, как говорят, находится на ремонте) установлен в Корпусе Бенуа, попасть оттуда на инвалидной коляске в Михайловский дворец невозможно. Сейчас в Михайловском дворце редких колясочников носят с этажа на этаж на руках. Новый лифт решит для них проблему передвижения.

«А протекающие крыши — это зона личной ответственности музея, средств на их ремонт международный банк нам не выделит, — объяснил TANR Владимир Баженов. — Нам дали денег на дальнейшее развитие, а не на текущий ремонт. И вряд ли в обозримом будущем мы получим нечто подобное: Всемирный банк с марта 2020 года прекращает сотрудничество с Россией».

Исторические стены против стеклянных крыш

История этого проекта тянется с начала 2000-х. Еще в 2002 году тогдашний председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) архитектор Никита Явейн принимал участие в обсуждении первых вариантов и, вероятно, стал одним из его идейных вдохновителей (архитектурное бюро братьев Олега и Никиты Явейнов «Студия 44» специализируется на стеклянных перекрытиях, такие крыши над дворами — своеобразная «фишка» архитекторов). В 2004 году Россия договорилась с МБРР о выделении средств на этот проект.

По первоначальному плану предполагалось радикально перестроить два двора Михайловского дворца — Сервизный и Церковный, что потребовало бы полного закрытия всего Русского музея на время реконструкции. В 2016 году решили проводить работы в два этапа и начать с реконструкции Сервизного двора.

Проект дважды рассматривался Советом по сохранению культурного наследия. Первый вариант был категорически отвергнут, прежде всего из-за грубого, по мнению членов совета, вмешательства в архитектуру Карла Росси — из-за устройства многочисленных новых межэтажных перекрытий. В архитектурном бюро Рафаэля Даянова проект кардинально переделали, от межэтажных перекрытий отказались, и в марте 2017 года совет его одобрил.

О том, что Всемирный банк уходит из РФ и прекращает здесь все проекты, стало известно еще в конце прошлого года. Тогда же Минкультуры удалось продлить договор о финансировании проекта реконструкции Русского музея и согласовать сроки. Ныне это 1 декабря 2018 года — 1 марта 2020 года. Всемирный банк выделяет $2,5 млн, остальные средства на 20-миллионный проект добавят из федерального бюджета.

В начале 2018 года проект реконструкции прошел Главгосэкспертизу, и Минкультуры назначило заказчиком работ ФИСП. Но только в конце весны этого года руководство музея составило графики предстоящего переезда фондов и закрытия экспозиций, что и вызвало скандал.

«Последний день Помпеи» против лектория

На время реконструкции будут закрыты два экспозиционных зала в Михайловском дворце и еще в четырех залах будет проведена реэкспозиция, чтобы к 2020 году открыть их все вместе. Это беспокоит сотрудников музея.

«Зачем накручивать на вал „Последний день Помпеи“? Чтобы получить еще один лекторий? — говорит Ирина Сосновцева. — При этом мы должны заниматься своей основной работой, а параллельно соблюдать график переезда? Да мы его уже нарушаем, а виноватыми сделают нас же!»

Переезд фондов и хранилищ — отдельная и болезненная для музейщиков тема. По словам администрации ГРМ, для всех перемещенных фондов подготовлены новые помещения, которые определили музейная комиссия и рабочая группа, трудившиеся над этой темой несколько месяцев. Серьезное перемещение ожидает в первую очередь так называемые бронекладовые — хранилища драгоценных материалов. По плану бронекладовые переедут в помещения, специально освобожденные и оборудованные для них во Флигеле Росси; одна из кладовых переедет туда навсегда, две другие вернутся после ремонта. Фонд мебели разместится в Михайловском замке; туда же отправится отдел картинных рам и исторического музейного оборудования, который сейчас занимает подвальное помещение Михайловского дворца.

Как только будет определен генеральный подрядчик работ — а это случится скоро (прием конкурсных заявок закончился больше месяца назад), — реконструкция в Русском музее должна вступить в активную фазу.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+