18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нукус на пороге перемен

Легендарный музей имени Савицкого в столице Каракалпакстана ждет результатов открытого международного конкурса на должность директора

Решение о проведении такого конкурса было принято в начале этого года. Заявки от претендентов на должность директора Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого принимаются до 25 апреля включительно. Из требований, которые предъявляет к соискателям Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана, наиболее критичными являются знание музейного дела и управленческий опыт в этой сфере. Предполагается, в частности, что кандидат имеет стаж работы на руководящих должностях не менее трех лет. О гражданстве будущего директора в условиях конкурса ничего не сказано. Правила подачи заявок и список необходимых документов размещены на официальном сайте фонда. Ориентировочно в конце мая должны пройти собеседования с кандидатами, отобранными в шорт-лист. Если течение и исход конкурсного процесса будут сочтены удовлетворительными, то уже 1 июня победитель сможет занять директорское кресло в Нукусе. Контракт заключается на четыре года — с возможностью пролонгации.

В состав экспертного совета, мнение и рекомендации которого призваны существенно повлиять на результаты конкурса, входят министр культуры Узбекистана Бахтиер Сайфуллаев, директор Музея Пикассо в Антибе Жан-Луи Андраль, директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, и.о. главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Мария дель Пилар Альварес Ласо, а также Мариника Бабаназарова — бывший многолетний директор того самого музея в Нукусе, ныне сотрудник Центра исламской цивилизации в Ташкенте.

Вряд ли информация такого рода привлекла бы пристальное внимание русскоязычной аудитории, если бы речь шла о любом другом музее в Средней Азии. Но в случае с Нукусом ситуация для нас особая. Здешняя коллекция, которую с неутомимостью и почти фанатическим рвением собирал основатель и первый директор музея Игорь Савицкий (1915–1984), в очень значительной степени связана с историей русского и советского искусства. И хотя начинал Игорь Витальевич свою музейную миссию в Каракалпакской АССР сугубо с археологии и этнографии (эта часть фондов и поныне велика), все же со временем акцент был им переставлен на искусство первой половины ХХ века. А конкретно на тот его сегмент, который советская идеология намеренно замалчивала или пыталась принизить. В итоге Савицкий не только аккумулировал в своем музее лучшие произведения так называемого туркестанского авангарда, но и вывез сюда из Москвы тысячи работ художников 1920–1930-х годов. Избранные произведения из местной коллекции можно было увидеть в российской столице на выставке «Сокровища Нукуса», проходившей в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2017 году.

После смерти Савицкого музеем три десятилетия руководила его воспитанница и преемница Мариника Бабаназарова. Ее увольнение с должности в 2015-м сопровождалось бурной медийной полемикой (преимущественно русскоязычной), однако официальные причины отставки так и не были оглашены. Место директора занял Максет Карлыбаев, до того возглавлявший НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, но продержался он ровно год. При нем, кстати, был открыт новый корпус музея, примыкающий вместе с хранилищем к прежнему зданию 2002 года постройки. От Карлыбаева должность перешла к Гульбахар Изентаевой, которая директорствует и по сей день. Формально она имеет полное право участвовать в объявленном конкурсе, однако, по словам его организаторов, заявка от Изентаевой пока не поступала.

Нынешний конкурс — составная часть программы музейной реновации, совсем недавно стартовавшей в Узбекистане. Ее можно считать экспериментальной: поначалу модернизации будут подвергнуты лишь три институции. Помимо музея в Нукусе, в список включены ташкентские Музей прикладного искусства и дом-музей Айбека, классика узбекской литературы. Программу инициировал упомянутый выше Фонд развития культуры и искусства, сотрудников которого так и хочется назвать «младореформаторами». Во всяком случае, эта команда, сформированная полтора года назад, декларирует установки, по форме и содержанию совпадающие с общепринятыми в Европе и США. Музейная стратегия, концепция развития, маркетинг, инфраструктура, интернациональные связи — это слова из их лексикона. Кстати, учреждение в Ташкенте нового Центра современного искусства, о чем мы недавно писали, тоже их рук дело.

Что касается именно Нукуса, то главная претензия к тамошнему музею — инерционность и отсутствие инициативы. «Хотелось бы, чтобы музей стал более популярен. И особенно не устраивает, что он не планирует выездные проекты», — говорит Гаянэ Умерова, заместитель директора фонда. В ее команде не скрывают, что международное сотрудничество для них — один из важнейших векторов. Например, серьезная ставка делается на участие музея имени Савицкого в грандиозной выставке «Цивилизация и культура Великого шелкового пути», которая должна состояться в Лувре в 2021 году. Да и организация музейной работы в самом Нукусе требует существенных перемен. Не дожидаясь назначения нового директора, уже в мае сюда прибудет группа консультантов из вашингтонского Смитсоновского музея американского искусства, чтобы проанализировать положение дел и предложить свои рецепты предстоящих инноваций. При этом культурное начальство в Ташкенте всячески дает понять, что не планирует никакого перемещения коллекции, равно как и ее фрагментов, из Нукуса в другие регионы — насчет чего среди «болельщиков» музея в России периодически возникало и возникает беспокойство.

Пока же музейная жизнь в столице Каракалпакстана течет в привычном русле. Во всяком случае, внешне. За время короткого визита туда невозможно было вникнуть в глубинное устройство институции или оценить атмосферу в коллективе, но составить впечатление о постоянной экспозиции — вполне. И это впечатление не назовешь восторженным, хотя большинство экспонатов — что археологических, что из недавнего советского прошлого, — чрезвычайно важны и интересны сами по себе. Если обойтись без особых придирок, то прежде всего недоумение вызывает расположение предметов искусства в двух зданиях — старом и новом. В обоих случаях этнографические древности соседствуют с авангардом и поставангардом, но не по концептуальному замыслу некоего хитроумного куратора, а по извечному принципу «так уж вышло».

Конкретно в Нукусе вышло следующим образом. В 2016 году на церемонию открытия только что достроенного корпуса ожидали тогдашнего президента Узбекистана Ислама Каримова. Естественно, главе республики было некогда осматривать музей целиком, поэтому в новом здании спешно смонтировали дайджест прежней экспозиции, включив в него основные хиты, а в старых залах довесили кое-что из запасников — благо было из чего выбирать: здешние фонды насчитывают почти 100 тыс. единиц хранения. А потом сработал еще один извечный принцип — «нет ничего более постоянного, чем временное». За три минувших года абсурдную экспозицию так и не удосужились переделать. Вот и очевидная задача для нового директора.

Да и в целом ему (или ей) предстоит немало хлопот. Возьмись хоть за переоборудование пожарной сигнализации, по причине неисправности которой в прошлом году залило картину Александра Шевченко «Баба с ведрами», или за обеспечение устойчивого энергоснабжения (как раз во время нашей экскурсии в музее погас свет из-за аварии на подстанции) — все это наверняка будет непросто. Не каждая международная знаменитость справится. Но младореформаторы не теряют оптимизма.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+