18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство добралось до Узбекистана

В Ташкенте открывается Центр современного искусства — первый и пока единственный в постсоветской республике

После распада СССР устройство суверенной жизни в бывших союзных республиках происходило очень по-разному, но почти везде в той или иной мере на вооружение брались элементы западной общественной модели. Один из таких элементов — центры современного искусства, созданные под эгидой государства. Успех подобного предприятия зависит от многих местных факторов, но искушение мало кого миновало. Сейчас о создании такого рода институции объявлено в столице Узбекистана.

Проект курирует Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. По ее словам, перед организаторами стоит задача создать культурную институцию нового для этой страны типа. «Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами: лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития», — говорит она.

Во всем мире для показа современного искусства нередко используют старые постройки индустриального назначения, и в Ташкенте выбрали похожий сценарий. Здешний ЦСИ расположится в здании бывшей дизельной электростанции, которая была возведена в 1912 году по проекту архитектора Вильгельма Гейнцельмана и снабжала электричеством первую в городе трамвайную линию. До недавнего времени это пространство занимала местная энергетическая компания, а в 2018-м оно было передано в ведение Министерства культуры.

Реконструкция здания идет поэтапно, полное завершение всех работ намечено на 2020 год. Однако уже нынешней весной новый очаг культуры начинает функционировать. Премьерной станет персональная выставка режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой «Световой холм» (13 апреля — 1 июня). За плечами у этого автора немалый опыт присутствия на международной арт-сцене. Исмаилова работает в Европе, но родину не забывает ни в творчестве (ее произведения часто базируются на национальных сюжетах и темах), ни в своей публичной стратегии. В частности, на 55-й Венецианской биеннале она была участницей павильона Центральной Азии, где представляла видеопоэму «Зухра».

Эта же работа будет показана на выставке в Ташкенте — наряду с другими произведениями художницы, созданными за последние пять лет. Все они так или иначе интерпретируют тюркскую мифологию и присущие ей архетипы. Куратором «Светового холма» выступает Андреа Лиссони, сотрудник лондонского музея Тейт Модерн, который полностью разделяет пиетет автора перед древней культурой региона. Кстати, сходными трактовками пронизан и спектакль «Сорок девушек» в постановке Саодат Исмаиловой, который обещают показать на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои 16 и 17 апреля.

Памятуя о междисциплинарности и интерактивности, заявленных в качестве основы для деятельности нового центра, устроители выставки намерены сопроводить ее обширной сопутствующей программой. Она будет выдержана в духе сегодняшних стандартов: лекции, дискуссии, детские мастер-классы. Анонсирован и небольшой кинофестиваль, составленный из фильмов о современном искусстве. Из названия Garage Screen Film Festival нетрудно сделать вывод об участии в этой культурной программе московского музея «Гараж». Партнерские связи двух институций, скорее всего, будут иметь продолжение.

Материалы по теме:
Устойчивый мираж
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+