18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторы готовы спасти пострадавшую картину из нукусского музея

Полотном «Баба с ведрами» авангардиста Александра Шевченко, залитым водой, займутся специалисты ГМИИ им. А.С.Пушкина. Тем временем международный фонд друзей нукусского музея продолжает конфронтацию с его руководством

«Вопросов — быть или не быть картине — у меня не возникает, — сказала TANR Надежда Кошкина, заместитель заведующего отделом реставрации Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, где в прошлом году впервые показали более 250 произведений из коллекции нукусского музея. — Там есть утраты красочного слоя, но непонятно, как поведет себя холст. Подробнее я увижу на месте, когда прилечу туда с необходимыми инструментами и материалами». 

Несчастье случилось в ночь с 15 на 16 июля, когда в городе Нукусе, в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого произошло внезапное включение противопожарной системы. Прорвался спринклер (ороситель), и в результате картина авангардиста Александра Шевченко «Баба с ведрами» 1914 года на протяжении шести часов была залита водой. Охрана не сделала ночной обход, поэтому течь обнаружили только утром. Причем Министерство культуры Узбекистана узнало об инциденте не от музейщиков, а из соцсетей. Сначала писали, что повреждено более 80–85% полотна и картину уже не спасти, потом сообщали, что пострадало 60% красочного слоя, и уже позже музей объявил свою цифру — 30–35%. Генеральная прокуратура Узбекистана начала изучение причин инцидента, не первого за последние месяцы. В начале июня сотрудники музея уронили на пол работу Николая Карахана «Вечерний намаз», и ее пришлось реставрировать, а 13 июля из экспозиции сняли скульптуру Жолдасбека Куттымуратова «Амударья» из орехового дерева (в ней завелись насекомые). Оба произведения уже вернулись в экспозицию музея, но тут залило полотно Шевченко.

В Москве о ситуации с «Бабой с ведрами» узнали в конце июля из письма с просьбой о помощи. «К письму прилагались подробные фотографии повреждений, так что мы сразу связались с местными хранителями и дали свои рекомендации, как и в каких условиях нужно сейчас содержать картину», — сообщила Надежда Кошкина.

«Полотно положили горизонтально в определенном температурно-влажностном режиме, чтобы оно медленно высыхало, поскольку нельзя допустить резкой сухости, иначе это добавит повреждений. Но это им еще до нас посоветовали французские специалисты. Я должна сделать противоаварийные укрепления, законсервировать повреждения. А все подробные исследования придется делать уже в Москве, поскольку в музее Нукуса нет своей реставрационной мастерской и необходимого оборудования. Но это решение будут принимать власти Узбекистана», — рассказала московский реставратор. 

Однако есть и другое мнение. В международной ассоциации Alerte Héritage, занимающейся защитой культурного наследия Центральной Азии, считают, что отправка картины «Баба с ведрами» в Москву лишит местных специалистов возможности присутствовать при работе и, таким образом, повысить свою квалификацию, а отсутствие европейских экспертов, пусть и с правом совещательного голоса, сузит выбор методов, новых технологий и материалов реставрации. «Проблемы с картиной Шевченко, а также с работами Карахана и Куттымуратова не добавляют доверия к новой администрации. Среди иностранных наблюдателей все более крепнет идея о необходимости создания открытого электронного каталога музея», — сказала доктор исторических наук, профессор Коллеж де Франс и генеральный секретарь Alerte Héritage Светлана Горшенина.

Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе — один из самых известных в Узбекистане. Московский художник Игорь Савицкий, чье имя теперь носит музей, приехал в Нукус в 1950-х годах. Он увлекался археологией и этнографией, изучал народное искусство Каракалпакии, а в 1966 году основал и возглавил музей, для которого активно собирал чуждое советской власти искусство — картины, скульптуры и рисунки русских и туркестанских художников-авангардистов 1910–1930-х годов. Савицкий не только сохранил их работы, но и открыл новые имена, неизвестные в России. Сегодня в музее хранится свыше 90 тыс. экспонатов: народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма и большое собрание русского авангарда. В коллекции такие имена, как Александр Волков, Елена Коровай, Александр Куприн, Михаил Курзин, Василий Лысенко, Усто-Мумин (Александр Николаев), Любовь Попова, Василий Рождественский и многие другие. 

После смерти Игоря Савицкого в 1984 году музей возглавила его ученица Мариника Бабаназарова. При ней институция стала известна в мире как «Лувр в пустыне», наладился поток иностранных туристов. В 2001 году появился международный фонд друзей музея — Friends of Nucus Museum (FoNM). А в 2003-м завершился 20-летний долгострой и коллекция переехала в новое трехэтажное здание. 

Однако в августе 2015 года Министерство культуры Узбекистана внезапно отправило Бабаназарову в отставку, обвинив в исчезновении произведений из фондов музея. Этому предшествовали скандальные истории с пропажей картин из государственных музеев Узбекистана, которые якобы всплывали в частных коллекциях людей, близких к правительственным кругам. Ни одна из проверок в Государственном музее искусств им. Савицкого фактов кражи не выявила, но Бабаназарову все равно уволили. Уход легендарного директора вызвал общественный резонанс в стране. Коллеги-музейщики и другие представители узбекской интеллигенции писали письма и петиции с просьбой вернуть директора. Но эти голоса не были услышаны. 

В феврале 2016-го пост директора занял Максет Карлыбаев, ранее возглавлявший НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, однако надолго он не задержался. С февраля 2017 года музей возглавляет Гульбахар Изентаева, дочь художника Жоллыбая Изентаева, в прошлом председателя Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана. Заметим, что все эти годы бывшего директора Маринику Бабаназарову к музею не подпускают и не приглашают на открытия выставок. 

Такие действия портят не только имидж музея, но и взаимоотношения с международным сообществом. TANR обратилась к председателю FoNM Дэвиду Пирсу, и он сообщил, что контакты между музеем и фондом на сегодня заморожены. «За последние три года все наши попытки восстановить сотрудничество с музеем не увенчались успехом. Сегодня на повестке — два важных вопроса: возвращение в музей пожертвованных фондом книг, печатных изданий, аудиооборудования, которые были конфискованы властями в августе 2015 года, и прояснение личного и профессионального статуса госпожи Бабаназаровой, в частности прекращение остракизма и других неуважительных действий музея и местных органов власти в отношении нее», — рассказал он. В мае этого года FoNM отправил заместителю министра культуры Узбекистана Камоле Акиловой и директору музея Гульбахар Изентаевой письма о возможном закрытии фонда к концу 2018 года, если эти вопросы не будут решены.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+