18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Остров сокровищ: коллекция Нукуса впервые в Москве

№52
Материал из газеты

Около 200 произведений из легендарного музея в Каракалпакии

Около 200 произведений живописи, графики и прикладного искусства, которые займут три этажа Отдела личных коллекций ГМИИ и один зал в главном здании, — совсем немного для показа «Сокровищ Нукуса». «Лувром в пустыне» когда-то назвали восторженные французы музей в Нукусе, что гораздо внятнее длинного официального названия — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого (Узбекистан). «Лувр» — потому что в Нукусе собрано  искусство 20 с лишним веков вплоть до середины XX столетия: от древней керамики и бронзы до работ местных и московских авангардистов и модернистов. «В пустыне» — еще яснее: до затерявшегося в песках Приаралья города (в 800 км от Ташкента) решатся добраться только фанатики. Такие, как наши искусствоведы с художниками или энтузиасты из дальнего зарубежья. Таким был и первый директор и основатель музея Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984), художник, впервые увидевший Среднюю Азию студентом эвакуированного в войну в Самарканд Художественного института, а в 1950-м вернувшийся в качестве рисовальщика в составе ленинградской археологической экспедиции на раскопки древнего Хорезма.

Поначалу Савицкий собирал археологические и этнографические артефакты, а с середины 1960-х стал разыскивать произведения художников 1920–1940-х, связанных со Средней Азией. Хранитель древностей, он как бы занялся современной археологией: искал следы тех, у кого учился (например, Роберта Фалька), кого ценил как мастеров (Константин Истомин, Александр Куприн, Александр Осмеркин, Василий Рождественский), о ком узнал случайно и кого возвел в степень «туркестанского авангарда» (Александр Волков Ташкентский и его так называемая бригада — Николай Карахан, Урал Тансыкбаев). Савицкий по натуре был кладоискателем и ради своей страсти мог пойти на многое. Он мог заручиться доверием как местных партийных функционеров, позволявших ему собирать непонятное им искусство, так и художников и наследников тех непризнанных властью мастеров (Ефросинья Ермилова-Платова, Иван Кудряшов, Алексей Рыбников), отдававших ему работы за мизерные суммы или просто под расписку о будущих выплатах (к 1980-м таких векселей набралось на миллион с лишним рублей). Одновременно с ним в те же годы рыскали по стране директор Русского музея Василий Пушкарев, собравший огромную коллекцию северных икон, а также работ мирискусников и русского авангарда, реставратор Савелий Ямщиков и, конечно, знаменитый «частник» Георгий Костаки. Разумеется, Савицкому было трудно конкурировать с этими столичными левиафанами. Зато у него был свой большой «бонус» — почти что гарантированная неприкосновенность: культуру республик в СССР нельзя было обижать. Этой индульгенцией и пользовался Савицкий, спасая в пустыне от небытия имена и произведения, без которых в истории нашего искусства XX века оказалось бы немало пустошей.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сокровища Нукуса
6 апреля – 10 мая

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+