18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Остров сокровищ: коллекция Нукуса впервые в Москве

№52
Материал из газеты

Около 200 произведений из легендарного музея в Каракалпакии

Около 200 произведений живописи, графики и прикладного искусства, которые займут три этажа Отдела личных коллекций ГМИИ и один зал в главном здании, — совсем немного для показа «Сокровищ Нукуса». «Лувром в пустыне» когда-то назвали восторженные французы музей в Нукусе, что гораздо внятнее длинного официального названия — Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В.Савицкого (Узбекистан). «Лувр» — потому что в Нукусе собрано  искусство 20 с лишним веков вплоть до середины XX столетия: от древней керамики и бронзы до работ местных и московских авангардистов и модернистов. «В пустыне» — еще яснее: до затерявшегося в песках Приаралья города (в 800 км от Ташкента) решатся добраться только фанатики. Такие, как наши искусствоведы с художниками или энтузиасты из дальнего зарубежья. Таким был и первый директор и основатель музея Игорь Витальевич Савицкий (1915–1984), художник, впервые увидевший Среднюю Азию студентом эвакуированного в войну в Самарканд Художественного института, а в 1950-м вернувшийся в качестве рисовальщика в составе ленинградской археологической экспедиции на раскопки древнего Хорезма.

Поначалу Савицкий собирал археологические и этнографические артефакты, а с середины 1960-х стал разыскивать произведения художников 1920–1940-х, связанных со Средней Азией. Хранитель древностей, он как бы занялся современной археологией: искал следы тех, у кого учился (например, Роберта Фалька), кого ценил как мастеров (Константин Истомин, Александр Куприн, Александр Осмеркин, Василий Рождественский), о ком узнал случайно и кого возвел в степень «туркестанского авангарда» (Александр Волков Ташкентский и его так называемая бригада — Николай Карахан, Урал Тансыкбаев). Савицкий по натуре был кладоискателем и ради своей страсти мог пойти на многое. Он мог заручиться доверием как местных партийных функционеров, позволявших ему собирать непонятное им искусство, так и художников и наследников тех непризнанных властью мастеров (Ефросинья Ермилова-Платова, Иван Кудряшов, Алексей Рыбников), отдававших ему работы за мизерные суммы или просто под расписку о будущих выплатах (к 1980-м таких векселей набралось на миллион с лишним рублей). Одновременно с ним в те же годы рыскали по стране директор Русского музея Василий Пушкарев, собравший огромную коллекцию северных икон, а также работ мирискусников и русского авангарда, реставратор Савелий Ямщиков и, конечно, знаменитый «частник» Георгий Костаки. Разумеется, Савицкому было трудно конкурировать с этими столичными левиафанами. Зато у него был свой большой «бонус» — почти что гарантированная неприкосновенность: культуру республик в СССР нельзя было обижать. Этой индульгенцией и пользовался Савицкий, спасая в пустыне от небытия имена и произведения, без которых в истории нашего искусства XX века оказалось бы немало пустошей.

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Сокровища Нукуса
6 апреля – 10 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+