Разгул декаданса и консюмеристский карнавал в ГМИИ им. А.С.Пушкина

№72, апрель 2019
№72
Материал из газеты

На выставке «Афишемания» показывают рекламные плакаты художников рубежа XIX–ХХ веков: Анри Тулуз-Лотрека, Альфонса Мухи и других

Тулуз-Лотрек. «Анри-Мари-Раймон де Джейн Авриль». 1899. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Тулуз-Лотрек. «Анри-Мари-Раймон де Джейн Авриль». 1899.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Известные французские выражения Belle Époque («прекрасная эпоха») и Fin de siècle («конец века») подразумевают один и тот же период истории Европы, но отличаются подтекстом. Первое маркирует ностальгию по благополучной, динамичной, увлекательной «жизни без войны»; второе намекает на кризис рационалистического сознания и разгул декаданса. 

Если придерживаться такой логики, вся рекламная полиграфия рубежа XIX–XX веков должна целиком охватываться понятием «прекрасной эпохи», но на деле это не совсем так. На выставке «Афишемания» в Пушкинском вроде бы торжествует дух радостного и безудержного потребления всего и вся: от зубной пасты до роскошных автомобилей, от бульварных газет до спектаклей с участием великой Сары Бернар. 

Однако привкус сумрачного символизма или экспериментального постимпрессионизма здесь вполне ощутим. За рекламные заказы тогда с охотой брались не просто профессиональные, но еще и творчески самостоятельные художники вроде Анри Тулуз-Лотрека или Поля Гаварни — отсюда и интонации, слегка непривычные для жанра «уличных картин». 

Теофиль Александр Стейнлен. «Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Теофиль Александр Стейнлен. «Натуральное стерилизованное молоко с берегов Венжанны». 1894.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Впрочем, общего ощущения консюмеристского карнавала, которое царит на выставке, эти интонации не отменяют, а лишь добавляют ему стильности. Французы в упомянутую эпоху подобную стильность чрезвычайно ценили, и термин «афишемания», придуманный писателем Октавом Юзанном, вполне отражал неослабевающий ажиотаж вокруг литографированных постеров. А вот в России такая диковинная страсть не слишком прижилась — коллекционеров афиш времен Третьей республики у нас можно было пересчитать по пальцам. Благодаря двоим из них — Павлу Эттингеру и Федору Федорову — впоследствии возник соответствующий раздел в собрании Пушкинского музея. Его и демонстрируют сейчас на выставке, включающей более 130 экспонатов. 

Зрелище не исчерпывающее, но представительное: большинство главных героев в списках фигурируют, в том числе Адольф Вийетт, Альфонс Муха, Теофиль Стейнлен, Жюль Шере, Леон Шубрак и другие.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Афишемания. Французская реклама конца XIX — начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина
До 21 апреля

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+