18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Несмотря на мои работы, я не ем тех, у кого есть глаза»

У бельгийского художника Вима Дельвуа в Москве открылась выставка «Мимикрия», причем сразу на двух площадках: в Галерее Гари Татинцяна и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Про татуированных свиней, знаменитую «Клоаку» и политику мы поговорили с автором.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина — ваша первая музейная выставка в России. Как возникла идея экспозиции, интегрированной в постоянную коллекцию музея?

Мне очень повезло, потому что этот государственный музей никогда не делал подобного до меня. Мне кажется, для музея это в большой мере эксперимент, а для нас это не первый такой опыт, мы делали выставку в Лувре. Лувр — похожая на ГМИИ им. Пушкина институция. Это большая ответственность перед большой аудиторией, поскольку аудитория государственного музея и галереи очевидно разная.

В целом я хотел сделать экспозицию интересной как публике, которая пришла смотреть на современное искусство и вдруг столкнулась с классическим и даже древним искусством, так и людям, которые пришли посмотреть на древнее искусство и случайно столкнулись с моими работами. Мне нравится, что мои объекты растворяются в постоянной экспозиции музея и посетителям нужно ходить и искать их.

Думали ли вы о том, чтобы выставить на этот раз своих свиней?

Я выставлял свиней в Москве в галерее «Риджина» в 2000 году. На следующий год я выставлял их в Манеже. Несколько лет спустя в «Риджине» я снова показывал свиные шкуры, поэтому сейчас, мне кажется, настало время, чтобы показать российской публике и другие мои работы.

Как вы относитесь к тому, что, несмотря на то что вы делаете достаточно провокационные работы, когда вас приглашают на музейные выставки, кураторы выбирают более классические, к примеру готические, произведения.

Я делаю много выставок и не особо беспокоюсь о таких вещах. Это Пушкинский музей, уже большая честь. Безусловно, в последние годы я делал более визуальные работы, менее сложные для понимания, некритические. Но для Пушкинского музея это все равно экспериментальная выставка, они не знают, как работать с живым художником. Это первый подобный опыт для них, и, я надеюсь, они продолжат двигаться в этом направлении, они должны накопить опыт.

Вас не обижает, когда вас называют конформистом?

Нет, не обижает совсем. Я построил музей для «Клоаки» в Кашане, что находится в двух часах езды от Тегерана. Европейцы удивленно спрашивают меня: «Зачем ты поехал в Иран? Ты должен не любить эту страну». А я ее обожаю! Если бы я был конформистом, я бы так не поступил. Хотелось бы мне быть более конформистским художником!

Расскажите про ферму в России. Я знаю, вы сначала построили ферму в Бельгии, потом уехали в Китай, потом в Россию (Вим Дельвуа татуирует свиней на фермах, где потом их выращивает. — ТАNR). Расскажите, что вы тут делали?

Когда я начинал работать со свиньями в 1990-х, я не мог перевозить их из одной страны в другую, поэтому, если меня приглашали на выставки в другие страны, мне приходилось начинать все сначала с местными свиньями. Меня позвали на выставку в Россию, и я построил ферму здесь и татуировал местных свиней. Галерист Владимир Овчаренко («Риджина». — TANR) помогал мне искать тату-мастеров, свиней и ветеринаров.

Что случилось с российскими свиньями в итоге?

Мы сохранили шкуры.

Убили то есть?

Российских свиней зарезали, да. Но моих свиней в Китае я никогда не убью.

Я знаю, вы вегетарианец при этом.

Да, я не ем ничего, что имеет глаза.

Это не первая ваша выставка в России — чего вы ожидаете от аудитории на этот раз? У нас сейчас непростая ситуация в стране — почувствовали ли вы что-то особенное?

Мне кажется, Россия сегодня находится в правильной точке своего исторического развития. Мне очень стыдно, что я приехал из западноевропейской страны. Уже 15 лет, кстати, я стесняюсь быть европейцем.

Если говорить о политике. Крым — часть Украины, он был присоединен к украинской земле чисто по административным причинам; проблемы между Россией и Украиной существуют давно, Украина не платит за газ, у них очень плохое правительство. Но я верю, что Украина и Россия — часть единого целого. Пушкин — украинец!

Я на 100% уверен, что европейское сообщество, вместо того чтобы тратить деньги на помощь людям, тратит их на организацию проблем на Украине. Правительство ворует деньги у налогоплательщиков и потом вместо строительства красивых дорог, школ, университетов, аэропортов дает деньги украинским хулиганам, пока Россия занята Олимпийскими играми. Пока идет Олимпиада, давайте испортим вечеринку! Пока ваша страна была занята Играми, европейцы и американцы поняли: сейчас наш выход. Они создали проблемы и счастливы. Они так счастливы!

И поэтому вам стыдно быть европейцем?

Да! Очень стыдно! Они врут каждый день в медиа: в газетах, на ТВ.

Вы имеете в виду политику Меркель?

Да, конечно, и не только. Обама — худший президент в истории вообще.

Когда я приехал к родителям, встретился с сестрой и рассказал ей, что поеду в Москву, она сказала: «Не делай этого. У русских много проблем. Они не могут быть геями, они несвободные и так далее». Я ответил: «Что с тобой? Поехали со мной в этот раз, я покажу тебе свободных людей».

Это Европа. Она разрушает реальность и конструирует свою. Они лгут. В Бельгии люди несвободны. Если я покурю марихуану перед церковью в Европе и скажу: «Бог — сутенер», люди сочтут меня героем. Но если я буду работать в поте лица, я отправлюсь в тюрьму. Если я не спрошу разрешения делать что-либо, я отправлюсь в тюрьму. Если я помогаю цыганам, даю им землю, я отправлюсь в тюрьму. У европейцев ложное представление о свободе.

Куда вы хотите сбежать из Европы?

В Иран. Я поеду в Иран, чтобы быть свободным, и я не шучу. Я только что купил большую студию там.

БИОГРАФИЯ

Вим Дельвуа родился в 1965 году в Бельгии. Окончил Королевскую академию художеств в Генте. С 1985 года создает провокационные работы, повседневный китч. Самое нашумевшее его произведение — «Клоака» (2009–2010), машина, подражающая действию человеческой пищеварительной системы и превращающая еду в экскременты. Помимо этого, известен экспозицией с живыми татуированными свиньями. Персональные выставки Вима Дельвуа с успехом проходили в Лувре и Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Париж), в Новом музее (Нью-Йорк), в Музее современного искусства (Лион), в Коллекции Пэгги Гуггенхайм (Венеция). Участник Венецианской биеннале (1990) и Documenta 9 (1992).

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+