18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Несмотря на мои работы, я не ем тех, у кого есть глаза»

У бельгийского художника Вима Дельвуа в Москве открылась выставка «Мимикрия», причем сразу на двух площадках: в Галерее Гари Татинцяна и в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Про татуированных свиней, знаменитую «Клоаку» и политику мы поговорили с автором.

Выставка в ГМИИ им. Пушкина — ваша первая музейная выставка в России. Как возникла идея экспозиции, интегрированной в постоянную коллекцию музея?

Мне очень повезло, потому что этот государственный музей никогда не делал подобного до меня. Мне кажется, для музея это в большой мере эксперимент, а для нас это не первый такой опыт, мы делали выставку в Лувре. Лувр — похожая на ГМИИ им. Пушкина институция. Это большая ответственность перед большой аудиторией, поскольку аудитория государственного музея и галереи очевидно разная.

В целом я хотел сделать экспозицию интересной как публике, которая пришла смотреть на современное искусство и вдруг столкнулась с классическим и даже древним искусством, так и людям, которые пришли посмотреть на древнее искусство и случайно столкнулись с моими работами. Мне нравится, что мои объекты растворяются в постоянной экспозиции музея и посетителям нужно ходить и искать их.

Думали ли вы о том, чтобы выставить на этот раз своих свиней?

Я выставлял свиней в Москве в галерее «Риджина» в 2000 году. На следующий год я выставлял их в Манеже. Несколько лет спустя в «Риджине» я снова показывал свиные шкуры, поэтому сейчас, мне кажется, настало время, чтобы показать российской публике и другие мои работы.

Как вы относитесь к тому, что, несмотря на то что вы делаете достаточно провокационные работы, когда вас приглашают на музейные выставки, кураторы выбирают более классические, к примеру готические, произведения.

Я делаю много выставок и не особо беспокоюсь о таких вещах. Это Пушкинский музей, уже большая честь. Безусловно, в последние годы я делал более визуальные работы, менее сложные для понимания, некритические. Но для Пушкинского музея это все равно экспериментальная выставка, они не знают, как работать с живым художником. Это первый подобный опыт для них, и, я надеюсь, они продолжат двигаться в этом направлении, они должны накопить опыт.

Вас не обижает, когда вас называют конформистом?

Нет, не обижает совсем. Я построил музей для «Клоаки» в Кашане, что находится в двух часах езды от Тегерана. Европейцы удивленно спрашивают меня: «Зачем ты поехал в Иран? Ты должен не любить эту страну». А я ее обожаю! Если бы я был конформистом, я бы так не поступил. Хотелось бы мне быть более конформистским художником!

Расскажите про ферму в России. Я знаю, вы сначала построили ферму в Бельгии, потом уехали в Китай, потом в Россию (Вим Дельвуа татуирует свиней на фермах, где потом их выращивает. — ТАNR). Расскажите, что вы тут делали?

Когда я начинал работать со свиньями в 1990-х, я не мог перевозить их из одной страны в другую, поэтому, если меня приглашали на выставки в другие страны, мне приходилось начинать все сначала с местными свиньями. Меня позвали на выставку в Россию, и я построил ферму здесь и татуировал местных свиней. Галерист Владимир Овчаренко («Риджина». — TANR) помогал мне искать тату-мастеров, свиней и ветеринаров.

Что случилось с российскими свиньями в итоге?

Мы сохранили шкуры.

Убили то есть?

Российских свиней зарезали, да. Но моих свиней в Китае я никогда не убью.

Я знаю, вы вегетарианец при этом.

Да, я не ем ничего, что имеет глаза.

Это не первая ваша выставка в России — чего вы ожидаете от аудитории на этот раз? У нас сейчас непростая ситуация в стране — почувствовали ли вы что-то особенное?

Мне кажется, Россия сегодня находится в правильной точке своего исторического развития. Мне очень стыдно, что я приехал из западноевропейской страны. Уже 15 лет, кстати, я стесняюсь быть европейцем.

Если говорить о политике. Крым — часть Украины, он был присоединен к украинской земле чисто по административным причинам; проблемы между Россией и Украиной существуют давно, Украина не платит за газ, у них очень плохое правительство. Но я верю, что Украина и Россия — часть единого целого. Пушкин — украинец!

Я на 100% уверен, что европейское сообщество, вместо того чтобы тратить деньги на помощь людям, тратит их на организацию проблем на Украине. Правительство ворует деньги у налогоплательщиков и потом вместо строительства красивых дорог, школ, университетов, аэропортов дает деньги украинским хулиганам, пока Россия занята Олимпийскими играми. Пока идет Олимпиада, давайте испортим вечеринку! Пока ваша страна была занята Играми, европейцы и американцы поняли: сейчас наш выход. Они создали проблемы и счастливы. Они так счастливы!

И поэтому вам стыдно быть европейцем?

Да! Очень стыдно! Они врут каждый день в медиа: в газетах, на ТВ.

Вы имеете в виду политику Меркель?

Да, конечно, и не только. Обама — худший президент в истории вообще.

Когда я приехал к родителям, встретился с сестрой и рассказал ей, что поеду в Москву, она сказала: «Не делай этого. У русских много проблем. Они не могут быть геями, они несвободные и так далее». Я ответил: «Что с тобой? Поехали со мной в этот раз, я покажу тебе свободных людей».

Это Европа. Она разрушает реальность и конструирует свою. Они лгут. В Бельгии люди несвободны. Если я покурю марихуану перед церковью в Европе и скажу: «Бог — сутенер», люди сочтут меня героем. Но если я буду работать в поте лица, я отправлюсь в тюрьму. Если я не спрошу разрешения делать что-либо, я отправлюсь в тюрьму. Если я помогаю цыганам, даю им землю, я отправлюсь в тюрьму. У европейцев ложное представление о свободе.

Куда вы хотите сбежать из Европы?

В Иран. Я поеду в Иран, чтобы быть свободным, и я не шучу. Я только что купил большую студию там.

БИОГРАФИЯ

Вим Дельвуа родился в 1965 году в Бельгии. Окончил Королевскую академию художеств в Генте. С 1985 года создает провокационные работы, повседневный китч. Самое нашумевшее его произведение — «Клоака» (2009–2010), машина, подражающая действию человеческой пищеварительной системы и превращающая еду в экскременты. Помимо этого, известен экспозицией с живыми татуированными свиньями. Персональные выставки Вима Дельвуа с успехом проходили в Лувре и Национальном центре искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (Париж), в Новом музее (Нью-Йорк), в Музее современного искусства (Лион), в Коллекции Пэгги Гуггенхайм (Венеция). Участник Венецианской биеннале (1990) и Documenta 9 (1992).

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+