18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Аттракцион невиданной щедрости в Еврейском музее

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович» детям и взрослым предлагают проверить, что искусство, особенно модернистское — это прежде всего эмоция

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia. Фото: Лена Авдеева
Ольга Кабанова, искусствовед, арт-обозреватель, архитектурный критик, редактор отдела «Новости» The Art Newspaper Russia.
Фото: Лена Авдеева

Это первая, насколько помню, выставка, устроенная для маленького зрителя. Маленького и по возрасту, и по росту. Часть картин и графики повешены на уровне глаз ребенка младшего школьного возраста. Несколько работ спрятаны в белой комнате за дверцами — к одной надо подняться по лесенке, к другой — нагнуться. Подняться — к Виктору Пивоварову, а нагнуться — к самому Казимиру Малевичу. В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). За занавеской — по-новогоднему волшебная инсталляция Александра Бродского «Населенный пункт», аквариум с макетом ночного города. Крутанешь за ручку — и зазвенит мелодия, и пойдет снег. Кажется, и одной этой вещи достаточно, чтобы обрадовать мать и дитя, но произведений на выставке 31, и каких!

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Слово «шедевры», встречающееся сегодня в названии каждой второй выставки, здесь простительно: показывают не лучшие, но очень хорошие работы действительно классиков ХХ века. Прекрасная композиция Василия Кандинского, характерный для Альберто Джакометти плоский «Бюст Диего», декоративные «Купальщицы» Наталии Гончаровой, большой холст Ансельма Кифера, неожиданная подвешенная к потолку фигура Маурицио Каттелана. Очень хорош раздел портретов: рисунки Анри Матисса (из Государственного Эрмитажа), великолепный «Набросок головы Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона, поп-артистский человек Роя Лихтенштейна, где вместо головы — сыр (составить портрет человека из предметов — известное упражнение для развития творческих способностей).

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Выставку придумали Алексей и Ика Муниповы вместе с семилетней дочерью Соной и для нее. И что важно, «Игра с шедеврами» — их первый опыт выставочного кураторства, безусловно удачный и эффектный, но и спорный. Сокураторами от музея стали Лия Чечик и Ирина Дворецкая (директор детского центра). Но вся идеология, сюжет и тексты — от Муниповых. Выбор работ тоже их, хотя, естественно, собрали не все, что хотели, а то, что смогли. Не каждый музей или коллекционер отдаст свою вещь на выставку для детей: не престижно как-то. Некоторые откликнулись, однако гораздо больше было отказов. Хотя о сохранности работ можно было не беспокоиться: она обеспечена.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Идеология же выставки такова: искусство — это прежде всего эмоция, особенно если искусство модернистское. Объяснению и подтверждению столь очевидной мысли отдан первый зал с кураторскими текстами («Чтобы понять искусство, достаточно спросить себя: „Что я сейчас чувствую?“») и многочисленными цитатами из Пабло Пикассо. Зал этот, признаюсь, скучный, но так и задумано: сначала немного поскучаем, потом развлечемся. Вообще, на мой взгляд, дидактического и разъяснительного на выставке многовато.

В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс). Фото: Еврейский музей и центр толерантности
В один из залов можно спуститься на попе по желобу под крики Марины Абрамович и Улая (на экране показывают их знаменитый перформанс).
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Разъяснениям про эмоции посвящено и несколько игровых работ художника экспозиции Алексея Трегубова. Они показаны отдельно от произведений классиков и довольно остроумно придуманы, но все равно близкое соседство с шедеврами их губит. Для выставки Трегубов выстроил сложное пространство, у которого только один недостаток: выгороженные зальчики маленькие, так что посетителей приходится дозировать.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

То, что выставку делали непрофессиональные кураторы, избавило их от некоторых заморочек музейщиков, например от заботы об освещении картин, запрятанных в глубину ниш, прикрытых дверями. Также для первых произведений — что литературных, что выставочных — характерно стремление автора рассказать про все и сразу. И здесь всего много: размышлений, сопоставлений, фантазии и развлечений — можно посмотреть на себя в зеркало, порисовать, посидеть на полу. Еще на выставке много сделано для слабовидящих.

На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
На выставке «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович».
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Мне, признаюсь, хотелось разломать перегородки и повесить собранные работы в ряд на стене, чтобы ничего не мешало испытывать радость, тревогу и восхищение. Но я уже 100 лет как не ребенок, а искушенный зритель, профессионально описывающий и объясняющий искусство. Кстати, моим коллегам на пресс-показе все очень понравилось. В общем, не мне судить, насколько удался эксперимент в Еврейском музее. Но не побоюсь посоветовать родителям сходить с детьми на эту выставку. И самим проверить, что интереснее ребенку: спуститься по желобу или разглядеть картину. Возможно, то и другое, и развлечения не мешают чувствам.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+