18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Работы художниц раньше скрывали за мужскими именами

Рынок менял историю искусства, вычеркивая из нее женщин. Артемизия Джентилески, которую показывают сейчас в ГМИИ, устояла, но многие — нет

Если сейчас «старым мастерицам» наконец-то начинают уделять заслуженное внимание, то в прошлом арт-дилеры не просто игнорировали их, но пытались вычеркнуть их имена из истории искусства. Специалист в этой области Джордана Помрой, возглавляющая Художественный музей Патрисии и Филиппа Фрост при Флоридском международном университете в Майами, рассказала The Art Newspaper, что произведения некоторых женщин приписывались мужчинам не просто по ошибке — их работы специально подписывали мужскими именами.

В качестве примера она приводит историю нидерландской художницы XVII века Юдит Лейстер. «При жизни она была широко известна, — говорит Помрой. — Она даже являлась членом гильдии, что было редкостью среди художниц. Но ее подпись в буквальном смысле закрашивали. Кто это делал? Дилеры. Все решает рынок — ее произведения выдавали за работы Франса Халса». Разумеется, это делалось ради денег. «За Франса Халса можно было попросить больше, чем за Юдит Лейстер, — объясняет Помрой. — Это продолжалось очень много лет и, безусловно, имело место и в период моей специализации (я занимаюсь британской живописью конца XIX века)». Монограмму Лейстер со звездой — у нее была «очень красивая подпись» — на произведениях, подписанных именем Халса, впервые заметили в 1890-х годах, но по-настоящему работать над раскрытием масштаба творчества этой художницы начали только в 1970-х.

Ранее Помрой занимала пост главного куратора Национального музея женского искусства в Вашингтоне и принимала участие в организации выставки «Итальянские художницы от Ренессанса до барокко» в 2007 году. Тогда исследований, посвященных «старым мастерицам», было значительно меньше, так что подготовка выставки, по ее словам, превратилась в «захватывающие поиски сокровищ». «Это увлекательная сторона профессии куратора, — замечает Помрой. — У вас нет готовых систематизированных материалов, поэтому вы самостоятельно должны рассказать историю, найти работы. Непросто было отыскать ряд работ на бумаге. Очень трудно — получить во временное пользование некоторые произведения. Например, работы Проперции де Росси — практически невозможно».

Примечательна биография итальянской художницы Софонисбы Ангвиссолы. В начале своей карьеры она встречалась с Микеланджело, а когда ей было за 90 — с молодым Антонисом ван Дейком. «Но, пожалуй, еще удивительнее то, что они видели в ней коллегу, — говорит Помрой. — На самом деле художниц было много. И одной из задач той выставки, как и других экспозиций Национального музея женского искусства, было показать, что в истории искусства много очень разных историй… Быть может, не так уж и удивительно, что они ценили этих женщин, ведь те были среди них. Я считаю, что это наша собственная слепота: что такие люди, как Микеланджело, или ван Дейк, или кто-то другой увидели бы, что есть и женщины… Вазари (художник и историк эпохи Возрождения. — TANR) посвятил художницам отдельную главу. Мы привыкли говорить: „Потрясающе: Джорджо Вазари писал о художницах!“ Но теперь, спустя годы, я думаю: а почему бы ему и не написать о женщинах? Ведь они существовали и были выдающимися художницами. Может быть, они не считались гениями равной величины, но были частью истории искусства, они были включены в нее. Это мы позднее исключили из нее женщин».

Джордана Помрой, много лет посвятившая исследованию этой темы, с удовольствием отмечает, что такие музеи, как, например, мадридский Прадо, посвящают художницам большие выставки. Так, в октябре там пройдет выставка произведений Софонисбы Ангвиссолы и Лавинии Фонтаны. Однако, по словам Помрой, все равно «положение дел меняется медленно, очень медленно».

Напомним, что ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает небольшую выставку художницы итальянского барокко «Артемизия Джентилески и ее современники», которая стала своеобразной презентацией будущих проектов: намеченной на 2020 год большой выставки из собрания неаполитанского Музея Каподимонте и, как ее называют в Пушкинском, «феминистической» выставки. Одной из трех героинь последней, сыгравших ключевые роли в истории мирового искусства, станет Джентилески.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+