18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставраторов наконец слили

№70
Материал из газеты

Новый реставрационный холдинг создадут на базе Центра Грабаря и ГосНИИР. Объединение двух организаций обсуждалось несколько лет, и казалось, что оно уже не произойдет

В конце 2018 года стало известно, что Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) объединят в реставрационный холдинг. Он будет создан на базе Центра Грабаря, а его гендиректор Дмитрий Сергеев возглавит новую структуру.

В Министерстве культуры объединение называют давно назревшим решением, которое поможет оптимизировать работу обеих организаций. «Подобная административная реформа вполне оправданна, так как в разных пропорциях, с разными специализациями, но обе организации заняты, по сути, одним и тем же делом — реставрацией и наукой. Стоит отметить, что сотрудники ГосНИИРа принимают непосредственное участие в работах Центра Грабаря и наоборот. Уверены, что взаимодействие научных сотрудников старейшей школы и ведущих специалистов-практиков Центра Грабаря позволит создать крупнейший современный реставрационный холдинг мирового уровня», — рассказали TANR в пресс-службе ведомства.

Фактически будет существовать производство в лице Центра Грабаря и структурное подразделение, научно-исследовательский институт — ГосНИИР. Институт будет получать заказы от производителя и в соответствии с этим выстраивать свою исследовательскую деятельность.

Директор Государственного исторического музея, многолетнего партнера обеих организаций, Алексей Левыкин также считает создание нового холдинга давно назревшим шагом, который, «скорее всего, поддержит все профессиональное сообщество». «Объединение двух лучших российских институций в области реставрации — правильное решение, но многое будет зависеть от того, насколько прозрачной и открытой будет их дальнейшая работа. Важно, чтобы в новой структуре прислушивались к мнению профессионалов: музейщиков, историков, реставраторов. А самая главная задача — не растерять сотрудников и сохранить накопленные компетенции», — считает Левыкин. 

Вопрос объединения Центра Грабаря и ГосНИИР обсуждался в Минкульте с конца 1990-х годов, поскольку обе организации осуществляют деятельность, направленную на решение общей задачи: сохранение предметов культурного наследия, развитие отечественной школы научной реставрации. В министерстве рассчитывают, что холдинг сможет создать научную базу, способную обеспечить разработку новых методик и принципов реставрации, и подготовить профессиональные кадры. 
Однако объединение двух реставрационных учреждений с разными школами и традициями одобряют не все. «Слияние научных и исследовательских институций в крупные государственные холдинги — опасная тенденция, — считает историк архитектуры, профессор МАРХИ Наталья Душкина. — Судя по предыдущему опыту объединения Российского института культурологии (РИК) и НИИ культурного и природного наследия им. Дмитрия Лихачева, ничего хорошего из этого не получается. Для чиновников такого рода оптимизация — лишь способ сэкономить деньги, причем там, где их экономить не надо, а для профессионального сообщества — огромная проблема, потому что в результате таких слияний неизбежно происходят сокращения, унификация, введение неких единых стандартов. А это, в свою очередь, ведет к потере уникальных практик и компетенций. Например, многие сотрудники НИИ культурного и природного наследия после объединения с РИК фактически оказались выброшенными из профессии. Может произойти что-то подобное и сейчас». В Минкульте обещают обойтись без сокращений, но детали объединения пока не комментируют. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+