Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) отмечает 60-летие

№59, декабрь - январь 2018
№59
Материал из газеты

Юбилей — повод вспомнить о том, как все начиналось, и об отличительных чертах этого института. Здесь не только берутся за реставрацию памятников, но и вырабатывают рецепты, методики, процедуры, помогающие спасти все, что можно спасти

Скульптурами Веры Мухиной «Земля« и «Вода», установленными в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР. Фото: ГосНИИР
Скульптурами Веры Мухиной «Земля« и «Вода», установленными в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР.
Фото: ГосНИИР

Тридцать первого декабря 1957 года Министерством культуры СССР был издан приказ о создании Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации музейных ценностей (ВЦНИЛКР). К концу 1970-х учреждение было превращено во Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации, а позже — в Государственный научно-исследовательский институт реставрации. Оно расширило сферу деятельности, но сохранило изначальную лабораторную суть.

Открывшаяся недавно в залах ГосНИИР в особняке Палибина юбилейная выставка презентует некоторые памятники, отреставрированные в институте в последние годы. Среди прочего обнаруживаются росписи дворца правителей Бухары на городище Варахша — фрагменты настенной живописи VIII века законсервированы с помощью изобретенных в институте полимерных растворов. Здесь же обозначен ансамбль Успенского собора и монастыря Свияжска, включенный в июне 2017 года в список всемирного наследия ЮНЕСКО (пять лет специалисты институтской лаборатории климата, установив оптимальный температурно-влажностный режим содержания памятника, следят за его соблюдением). Фигурируют в экспозиции и немецкая живопись конца XV — начала XVI века, и византийское Четвероевангелие XII века.

«Вода» Веры Мухиной до реставрации. Скульптурой, установленной в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР. Фото: ГосНИИР
«Вода» Веры Мухиной до реставрации. Скульптурой, установленной в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР.
Фото: ГосНИИР

Среди отреставрированной живописи — полотна Федора Рокотова из собрания Государственного исторического музея (два восстановлены, еще десять в работе) и гигантская картина Ильи Репина «Гайдамаки на Умани готовят оружие». Работая над полотном 19 лет, Репин закончил его в 1917-м. 

Еще один живописный раритет — конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 годов, стоит того, чтобы рассказать о ней отдельно. Выполненная на шелке маслом, позолотой, чернилами, темперой и бог знает чем еще, она написана на трех сшитых полотнищах, вместе они достигают размера 170х145 см. «Накануне революции конклюзия находилась в коллекции Феликса Юсупова, — объясняет реставратор Алена Юровецкая, — и демонстрировалась на Таврической выставке 1905 года. По фотографии в каталоге той выставки можно представить себе состояние памятника, пережившего к тому времени не одну реставрацию. Видно, что в местах утрат шелковой основы были сделаны густые заплаты из мучного клея, и это плохо сказалось на дальнейшей жизни произведения». 

«Земля» Веры Мухиной до реставрации. Скульптурой, установленной в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР. Фото: ГосНИИР
«Земля» Веры Мухиной до реставрации. Скульптурой, установленной в «Лужниках», сейчас занимаются специалисты ГосНИИР.
Фото: ГосНИИР

Тут важно напомнить, что задача реставратора — не просто восстановить, но и обеспечить перспективы реставрации в будущем. Поэтому, например, специалисты используют водорастворимые клеи. Есть и другие железные правила, но каждый объект требует своей методики. Ее приходится всякий раз изобретать заново. 

Ради конклюзии институт собирал реставрационные советы, приглашая сотрудников других мастерских, обычно друг с другом конкурирующих, но для спасения искусства готовых объединить усилия.

Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 гг., до реставрации. Фото: ГосНИИР
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 гг., до реставрации.
Фото: ГосНИИР

Конклюзия еще и отличный пример археологической реставрации. Чтобы места утрат не выделялись, их деликатно затонировали, но реконструкции живописи не делали. Это принципиальный подход, которому ГосНИИР неизменно хранит верность, вне зависимости от объекта. А занимается институт памятниками самого что ни на есть первого ряда, будь то статуи Веры Мухиной «Земля» и «Вода» в Лужниках (в работе как раз сейчас) или Московский Кремль, где институт 15 лет вел реставрацию ренессансной резьбы XVI века на порталах Архангельского и Благовещенского соборов. «Белокаменная резьба, — комментирует Сергей Филатов, заместитель директора ГосНИИР, — очень подвержена разрушению, поэтому на входе в соборы сегодня установлены копии из искусственного камня, а отреставрированные оригиналы убраны для музейного хранения внутрь».

Конечно, ГосНИИР (а сначала ВЦНИЛКР) не первая в стране реставрационная институция. Но первая, чьей изначальной задачей была разработка методов реставрации, создание и внедрение реставрационных материалов. Отдел научно-технической информации с библиотекой стал ее первым подразделением. Лаборатория была создана в 1957 году, когда, с одной стороны, в СССР плотно занялись реставрацией пострадавших в войну ценностей, а с другой — оттепель дала толчок развитию науки, в том числе реставрационной, она выделилась в самостоятельное направление. Возможным стал не только искусствоведческий, но и физико-химический, биологический, теплофизический анализ памятника. Людей в лаборатории, правда, было тогда едва ли больше, чем букв в ее аббревиатуре, но к исходу первого года их число выросло до десяти. 

Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 гг., после реставрации. Фото: ГосНИИР
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 гг., после реставрации.
Фото: ГосНИИР

ВЦНИЛКР впервые в стране стала выпускать литературу для подготовки реставраторов, и ГосНИИР продолжает издательскую деятельность. К круглой дате институт опубликовал «Анатомию русского авангарда. Взгляд из лаборатории» — результат многолетних исследований в области материалов и технологий, которыми пользовались русские художники начала XX века. Активная работа в этом направлении началась в 1990‑х, когда массово реставрировали картины к выставке «Москва — Берлин / Берлин — Москва. 1900–1950» в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Лаборатория физико-химических исследований ГосНИИР получила тогда доступ к внушительному корпусу живописи эпохи авангарда — в книге собран опыт работы над 135 холстами (от Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова до Василия Кандинского, Казимира Малевича, Ольги Розановой). До того времени авангард почти не выставлялся, в реставрации его нужды не было. Редкими исключениями из этой печальной практики стали два натюрморта Давида Штеренберга и Давида Какабадзе: их привели в порядок еще в 1980 году к выставке «Москва — Париж».  

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+