18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны

№69
Материал из газеты

160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж

Герой выставки в Лувре — самый знаменитый итальянский коллекционер XIX века Джованни Пьетро Кампана (1808–1880), собравший фантастическое количество античных предметов, итальянской майолики XVI века и итальянских «примитивов» XIV–XV столетий, которыми тогда никто еще не интересовался. Теперь тысячи когда-то принадлежавших ему уникальных вещей хранятся в ведущих музеях мира. То есть с коллекцией все в порядке, чего нельзя сказать о судьбе ее бывшего владельца, в одночасье потерявшего все свои сокровища. 

Кампана родился в богатой римской семье. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Monte di Pieta), принадлежавшей Ватикану, он настолько преуспел, что в 1833 году ее возглавил. Кампана был удачливым коммерсантом, владел мраморным карьером. Что оказалось весьма кстати, учитывая его главную страсть с 20 лет — древнегреческие мрамор, бронза и керамика, римские терракотовые рельефы, античные монеты и медали. Ему доставались находки с археологических раскопок, начатых в 1829 году на принадлежавшей Ватикану земле во Фраскати, неподалеку от Рима. Заведя собственную типографию, Кампана публиковал свое собрание в богато иллюстрированных каталогах. 

Когда коллекция достигла внушительных размеров, маркиз затеял строительство огромной виллы во Фраскати, где собирался открыть собственный музей. Однако проект застопорился из-за нехватки средств, которые нужны были для новых приобретений. Воспользовавшись правом распоряжаться средствами вверенного ему банка, Кампана стал брать деньги под залог. Гром грянул 28 ноября 1857 года. Коллекционера арестовали по обвинению в присвоении огромной для того времени суммы в 983 959 скуди и приговорили к 20 годам заключения, позже замененного ссылкой.

Конфискованная коллекция по распоряжению папы Пия IX была выставлена на продажу, а главными бенефициарами оказались Россия и Франция. Александр II через своего посланника Степана Гедеонова в 1861 году приобрел 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 произведений учеников Рафаэля, перенесенных на холст фресок на темы «Метаформоз» Овидия, украшавших виллу Палатина в Риме. Все античное золото, древнегреческую керамику, занимающую сегодня 9 залов Лувра, и 450 полотен итальянских мастеров XV–XVI веков купил Наполеон III (в 1976 году 283 из них переехали в Пти-пале в Авиньоне). Интересно, что большинство этих «примитивов» Кампана в свое время приобрел у французского кардинала Жозефа Феша.  Кое-что из собрания Кампаны досталось и англичанам: Британскому музею — часть коллекции античных монет, Музею Виктории и Альберта (носившему тогда название «Музей Южного Кенсингтона») — итальянская майолика и скульптура. 

Спустя 160 лет выставка в Лувре впервые восстановила собрание Кампаны, пусть не целиком, но лучшими образцами и достаточно полно. В ней участвует около 500 экспонатов (300 из которых луврские), в том числе из Эрмитажа, куда выставка переедет в июле 2019 ­года. 

Лувр
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
До 18 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+