18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Лувре собрали воедино коллекцию Джованни Пьетро Кампаны

№69
Материал из газеты

160 лет назад ее поделили между собой Россия, Франция и Великобритания. В июле 2019 года выставка переедет в Эрмитаж

Герой выставки в Лувре — самый знаменитый итальянский коллекционер XIX века Джованни Пьетро Кампана (1808–1880), собравший фантастическое количество античных предметов, итальянской майолики XVI века и итальянских «примитивов» XIV–XV столетий, которыми тогда никто еще не интересовался. Теперь тысячи когда-то принадлежавших ему уникальных вещей хранятся в ведущих музеях мира. То есть с коллекцией все в порядке, чего нельзя сказать о судьбе ее бывшего владельца, в одночасье потерявшего все свои сокровища. 

Кампана родился в богатой римской семье. Получив вслед за дедом и отцом должность инспектора Римской ссудной кассы (Monte di Pieta), принадлежавшей Ватикану, он настолько преуспел, что в 1833 году ее возглавил. Кампана был удачливым коммерсантом, владел мраморным карьером. Что оказалось весьма кстати, учитывая его главную страсть с 20 лет — древнегреческие мрамор, бронза и керамика, римские терракотовые рельефы, античные монеты и медали. Ему доставались находки с археологических раскопок, начатых в 1829 году на принадлежавшей Ватикану земле во Фраскати, неподалеку от Рима. Заведя собственную типографию, Кампана публиковал свое собрание в богато иллюстрированных каталогах. 

Когда коллекция достигла внушительных размеров, маркиз затеял строительство огромной виллы во Фраскати, где собирался открыть собственный музей. Однако проект застопорился из-за нехватки средств, которые нужны были для новых приобретений. Воспользовавшись правом распоряжаться средствами вверенного ему банка, Кампана стал брать деньги под залог. Гром грянул 28 ноября 1857 года. Коллекционера арестовали по обвинению в присвоении огромной для того времени суммы в 983 959 скуди и приговорили к 20 годам заключения, позже замененного ссылкой.

Конфискованная коллекция по распоряжению папы Пия IX была выставлена на продажу, а главными бенефициарами оказались Россия и Франция. Александр II через своего посланника Степана Гедеонова в 1861 году приобрел 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие, 77 мраморов и 9 произведений учеников Рафаэля, перенесенных на холст фресок на темы «Метаформоз» Овидия, украшавших виллу Палатина в Риме. Все античное золото, древнегреческую керамику, занимающую сегодня 9 залов Лувра, и 450 полотен итальянских мастеров XV–XVI веков купил Наполеон III (в 1976 году 283 из них переехали в Пти-пале в Авиньоне). Интересно, что большинство этих «примитивов» Кампана в свое время приобрел у французского кардинала Жозефа Феша.  Кое-что из собрания Кампаны досталось и англичанам: Британскому музею — часть коллекции античных монет, Музею Виктории и Альберта (носившему тогда название «Музей Южного Кенсингтона») — итальянская майолика и скульптура. 

Спустя 160 лет выставка в Лувре впервые восстановила собрание Кампаны, пусть не целиком, но лучшими образцами и достаточно полно. В ней участвует около 500 экспонатов (300 из которых луврские), в том числе из Эрмитажа, куда выставка переедет в июле 2019 ­года. 

Лувр
Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны
До 18 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+