18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Музее истории ГУЛАГа впервые появилась постоянная экспозиция

В ней от громких сюжетов массовых репрессий перешли к частным историям отдельных жертв

Логика экспозиции следует практике, предложенной еще в начале 1990-х обществом «Мемориал» в акции «Возвращение имен». В День памяти жертв политических репрессий, 29 октября, люди приходят к установленному на Лубянке Соловецкому камню и читают имена погибших в ГУЛАГе. Не знаменитых — рядовых, всех подряд. Вот и тут от глобальных сюжетов, таких как показательные процессы в Политехническом музее, или уничтожение «лженаук», или «дело врачей» (ему раньше была посвящена постоянная музейная выставка), перешли к частностям.

Голоса и предметы

«Это фотография мамы, из архива ФСБ. По запросу музейного сотрудника нам ее прислали, и я впервые увидела, какой она была». Или: «Мой папа был замучен в лагере. А у меня детей нет. Было так страшно, что я не готова была выпускать нового человека в эту жизнь». Это реплики из рассказов детей репрессированных. Некоторые из них, пройдя через детские дома для потомков врагов народа, дожив до распада империи и дождавшись создания музея, пришли на нынешнее открытие, чтобы рассказать.

Экспозиция отчасти и состоит из таких рассказов. В «окнах» мы видим предметы, сохранившиеся от исчезнувших людей, в наушниках слышим рассказы о них, прочитанные Лией Ахеджаковой, Юлией Пересильд, Чулпан Хаматовой. От имени автора, Александра Солженицына, чье 100-летие только что отметили, выступает Евгений Миронов. Как только вы берете в руки наушники, галерея портретов над «окном» оживает. 

Подобных музеев, посвященных трагедиям, в мире много, а в России почти нет. Созданный в 2001 году Музей истории ГУЛАГа — первый. Отчасти эту функцию выполняет — по своей тематике — Еврейский музей и центр толерантности, самый высокотехнологичный в столице, но по уровню архитектурной мысли и по цельности художественной концепции Музей истории ГУЛАГа даст фору и ему.

Змей-лабиринт

Открывшийся для посещения в 2004-м, он находился тогда на Петровке. Прохожие, спускавшиеся по Столешникову, упирались в арку с вывеской «Музей ГУЛАГа». По новому адресу (1-й Самотечный переулок, дом 9, строение 1) музей открылся в 2015-м. Старая, XIX века, кирпичная архитектура была с трех сторон обнесена медными листами. Бюро Kontora — архитекторы Игорь Апарин и Дмитрий Барьюдин, работавшие с музеем с самого начала и придумавшие его сегодняшний облик, — впервые в России применили здесь финскую технологию покрытия здания оксидированной медью, которая, как и ожидалось, за три года потемнела. Теперь это не сверкающий, а мрачный, почти черный фасад.

За фасадом — лабиринт, придуманный не только для увеличения площади выставочной поверхности (помимо открытого хранения на первом этаже, экспозиция ограничена вторым и третьим этажами, изначально объединенными), но и как концептуальный жест, воплощение Уробороса из греческого мифа — змея, кусающего себя за хвост. Здесь, правда, змей до хвоста не добрался, конструкция не закольцована, но из темного «подземелья» получился выход наружу, через зал, в котором мы просто слышим имена жертв, как в Детском мемориале иерусалимского Музея Катастрофы (Яд ва-Шем), к последней антресоли, где документы и видео, можно что-то прочесть и узнать, где скрытая в течение десятилетий информация выходит на свет.

Двери как символ

Здесь собрано множество документов, подтверждающих крамольную мысль, что репрессии не случились, а именно что были запланированы, — например, заверенные подписями руководства страны планы по арестам и доарестам (характерное понятие в лагерной терминологии). Те, кто придет в музей — а школьные экскурсии распланированы на ближайшие месяцы, — увидят цифры со многими нулями (исчерпывающая — 20 млн, прошедших через ГУЛАГ), оценят плановую экономику, основанную на постоянно возобновляемой даровой рабочей силе, интерактивную карту лагерей (только в Москве их было больше десятка), попадут в виртуальную реальность фильма о Бутугычаге — лагере на урановом руднике, от которого остались какие-то постройки и рельсы, по которым слепые лошади возили вагонетки с рудой. Инфографика откроет, что оставались политические сидельцы и в 1960 году, а пик арестов и расстрелов, пришедшийся на 1952–1953-й, был еще масштабнее Большого террора 1937–1938 годов.

И все равно, не цифры производят самое ошеломляющее впечатление. Даже не предметы, вывезенные из экспедиций музея на Колыму и в Сибирь, хотя деревянная бирка с именем Александра Ивановича Гука, из тех, что цепляли к ноге умершего в каторжном бараке, — это сильно. Но места в музее мало — и потому мало рассказанных историй. И вещей мало: люди исчезали вместе со всем, что их окружало. Бараков, заваленных очками или обувью, как в Освенциме, вызывающих сильнейшее эмоциональное потрясение, нет. Недостачу восполняет единственная, но очень мощная тотальная инсталляция, направленная на создание страшной атмосферы. Она отвечает и за аутентичность, и за современное искусство. Это зал дверей — первый и самый сильный из 13 залов лабиринта.

Коридоры из дверей, не только железных, заплатанных, изрезанных окошками и засовами, вывезенных из тюрем и лагерей, но и вполне благополучных нарядных деревянных дверей, изъятых из цивильных зданий, о которых прохожий никогда бы не подумал, что построены они зеками, как управление треста «Мосодежда» на Ленинском проспекте — его строил в том числе Солженицын. Есть здесь дверь деревянного дома из села Пихтовка в Сибири, где жила сосланная Анастасия Цветаева, и дверь «расстрельного дома» в Москве (Никольская улица, 23), где в 1934–1955 годах располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, а в подвале расстреливали. Этот дом, кстати, был многократно обещан музею для устройства в нем экспозиции — с тех пор и собственник сменился, и планами владельца открыть в здании парфюмерный бутик успели все повозмущаться.

Теперь появилась робкая надежда, что бутика все-таки не будет. Музею, как известно, очень благоволит мэр столицы Сергей Собянин — возможно, дело в том, что родом он из тех мест, где ГУЛАГ вызывает иные ассоциации, чем у многих москвичей. Директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов, входящий в состав Совета по правам человека при президенте РФ, подтвердил The Art Newspaper Russia, что борьба за дом продолжается. Это здание в сотне метров от Красной площади идеально подходит для расширения музея. Место, на которое можно наткнуться случайно, не собираясь идти в музей, где рассказывают о страшном, и не специально, а вдруг обнаружить то, о чем раньше не подозревал. Место, где было бы логично развернуть экспозицию, посвященную не жертвам, а палачам. Это то, чего открывшемуся музею очень недостает.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+