Катрин Борисов: «Мы работаем для того, чтобы расширять кругозор»

Галерея RuArts празднует 14-летие и открывает выставку «Чудовищный рай» фотографа Нобуёси Араки. Куратор галереи и фонда RuArts Катрин Борисов рассказала The Art Newspaper Russia о провокации в искусстве и о том, зачем поддерживать стрит-арт

Катрин Борисов. Фото: RuArts Gallery
Катрин Борисов.
Фото: RuArts Gallery

Почему для выставки вы выбрали именно этого фотографа?

Галерея RuArts много работает как с российскими, так и с зарубежными фотографами. Мы знакомим наших зрителей с наиболее интересными художниками в этой области. Каждый год 7 декабря, в день рождения галереи, мы традиционно привозим звезду. Например, несколько лет назад это был Спенсер Туник, а еще раньше Кимико Йошида и Корнели Толленс. Этот год не стал исключением, и мы совместно с российским представительством Европейского культурного центра устраиваем выставку одного из самых известных и плодовитых фотохудожников в мире — японца Нобуёси Араки.

Работы Нобуёси Араки довольно провокационны. Вы не опасаетесь их выставлять?

Конечно, мы осознаем, что его фото у многих ассоциируются с провокацией, но если смотреть глубже, то становится ясно, что Араки работает с традиционными для японской культуры сюжетами, в том числе эротическими, такими как шибари, например, и с основными для мирового искусства темами — любовь и смерть. Если вас интересует, боимся ли мы осуждения или народных дружинников, — их мнение мы не учитываем, мы работаем для того, чтобы расширять кругозор наших посетителей, а не сужать его до устаревших догм.

Серия «Чудовищный рай», представленная на выставке, на первый взгляд ничего откровенного не содержит. Почему выбрана именно она?

«Чудовищный рай» — это последний законченный проект Араки, включающий в себя более 200 снимков, над которым он работал весь 2017 год. На выставке в RuArts мы покажем 52 из них. Насколько этот проект провокационный — каждый решит для себя сам. То, что выставка вызовет множество реакций — от восторга до полного отрицания, — вне всяких сомнений. Я согласна с Тимом Кларком, куратором Британского музея и специалистом по японскому искусству, когда он о подобных выставках говорит, что «на Западе до последнего времени не было подобного сочетания сексуально откровенного и художественно красивого».

Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017. Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017. Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017. Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017. Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017. Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017.
Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017.
Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017.
Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017.
Фото: RuArts Gallery
Нобуёси Араки. Из серии «Чудовищный рай». 2017.
Фото: RuArts Gallery

Это уже вторая выставка японского художника за год в вашей галерее. Случайность?

Мы строим свой выставочный план, учитывая городские и культурные активности: биеннале, программы культурного обмена и так далее. В этом году у нас целых две выставки японских художников. Первая прошла весной в рамках Года Японии в России — это была совместная выставка Кимико Йошиды (с ней мы работаем уже много лет) и Масако Ясуки, чьи работы впервые побывали в Москве. К сожалению, выставку «Чудовищный рай» Нобуёси Араки не включили в официальную программу обменного года, так как нашли ее вызывающей.

Ваши последние выставки очень и очень разные. Что их объединяет, как вы строите свою выставочную политику?

Понимаю ваш вопрос. Дело в том, что в галерее RuArts, которая является частью фонда, мы стараемся показывать разнообразные современные практики — от видеоарта до перформанса. В последние годы мы уделяем много внимания поддержке стрит-арта. Например, мы осуществили большое исследование стрит-арта «Части стен» и издали двухтомный альбом. Это входит в задачи фонда. Но мы также не забываем о нашем глубоком интересе к photobased art и динамической фотографии, выставляем Виту Буйвид, или sience art, поддерживаем проекты Сергея Кищенко, который получил Премию Курехина в этом году. Возможно, со стороны программа выглядит несколько пестро, но это всегда интересно.

Выставка «Чудовищный рай» фотографа Нобуёси Араки работает с 8 декабря до 3 февраля.

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+