18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже

Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. Фото: Museo Thyssen-Bornemisza
Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Фото: Museo Thyssen-Bornemisza

Имя Пьеро делла Франческа (1420–1492) хорошо знают искусствоведы и куда меньше — любители искусства, с ходу вспоминая лишь самые известные его шедевры — портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, его жены Баттисты Сфорца и фрески на тему Истинного Креста в церкви Св. Франциска в Ареццо. Ему чуждо изящество, за которое в последние полтора века возносят на пьедестал Боттичелли, его герои весомы, торжественны и суровы.

Меж тем для XV века, эпохи Раннего Ренессанса, Пьеро был значимой фигурой. В 20 лет уже работал во Флоренции, к 30 первый раз съездил в Рим по приглашению папы, колесил по Центральной и Северной Италии, выполняя заказы герцогов. То, что Пьеро увидел юношей во Флоренции ­— фрески Мазаччо, скульптуры Донателло, — дало направление его поискам. Мягкий свет, объем и телесность, линейная перспектива будут занимать его всю жизнь. Родившийся в тосканском городке Сансеполькро, сын торговца кожей и шерстью, он во всем ценил основательность и только в колорите любил жемчужные переливы и нежные оттенки. Должно быть, эти качества живописи Пьеро в полной мере проявились во фресках в папском дворце в Ватикане, куда художника пригласил Пий II. Но полвека спустя они были уничтожены, чтобы освободить место для фресок Рафаэля. Символический жест! О Пьеро делла Франческа забыли надолго, и лишь в середине XIX столетия его имя вновь зазвучало. 

Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино. Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino
Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино.
Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino

Собрать полноценную выставку Пьеро делла Франческа непросто: работ, доступных для перемещения, около 20. В наших музеях его произведений нет вовсе. В  Эрмитаже показывают 11 произведений мастера — из Милана, Перуджи, Урбино, Лиссабона, Мадрида, Парижа и Лондона. Такого количества его работ за последние десятилетия  не было ни на одной выставке ни в Европе, ни в Америке. Все вещи  исключительные, как, например, монументальное «Благовещение» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или «Мадонна ди Сенигаллия» (Национальная галерея Марке, Урбино). Из портретов ­— детское изображение Гвидобальдо да Монтефельтро из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде (небольшая компенсация за парные портреты его родителей из Уффици, которые не покидают музей) и портрет кондотьера Пандольфо Малатесты из Лувра. Представление о монументальных росписях Пьеро делла Франческа дают два фрагмента фресок из Ареццо и фильм, посвященный этому знаменитому циклу. Отдельная удача — собранные из трех музеев створки алтаря, созданного для церкви августинцев в Сансеполькро и разделенного еще в XVI веке. Живопись дополняют четыре подлинных трактата, посвященные математике и перспективе, которые художник, уже теряя зрение, написал к концу жизни. 

Государственный Эрмитаж
Пьеро делла Франческа
7 декабря – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей
25.01.2023
Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве
2
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
3
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
Ключевые экспонаты Владимиро-Суздальского музея-заповедника, прибывшие в Москву, иллюстрируют все эпохи и жанры искусства допетровской Руси
30.01.2023
Золотой век Древней Руси показывают на выставке в Третьяковке
4
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
Чтобы безвозмездно расстаться со своими художественными богатствами, нужно потратить немало времени, сил и даже денег. В США процедуры музейного дарения превратились в особую финансово-юридическую отрасль, которая существует по собственным законам
01.02.2023
Дареному коню... Почему музеи не всегда рады подаркам
7
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+