Пьеро делла Франческа, освободивший место Рафаэлю

№69, декабрь-январь 2019
№69
Материал из газеты

Впервые 11 шедевров гения Раннего Возрождения на выставке в Эрмитаже

Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид. Фото: Museo Thyssen-Bornemisza
Пьеро делла Франческа. «Гвидобальдо да Монтефельтро». Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Фото: Museo Thyssen-Bornemisza

Имя Пьеро делла Франческа (1420–1492) хорошо знают искусствоведы и куда меньше — любители искусства, с ходу вспоминая лишь самые известные его шедевры — портреты урбинского герцога Федериго да Монтефельтро, его жены Баттисты Сфорца и фрески на тему Истинного Креста в церкви Св. Франциска в Ареццо. Ему чуждо изящество, за которое в последние полтора века возносят на пьедестал Боттичелли, его герои весомы, торжественны и суровы.

Меж тем для XV века, эпохи Раннего Ренессанса, Пьеро был значимой фигурой. В 20 лет уже работал во Флоренции, к 30 первый раз съездил в Рим по приглашению папы, колесил по Центральной и Северной Италии, выполняя заказы герцогов. То, что Пьеро увидел юношей во Флоренции ­— фрески Мазаччо, скульптуры Донателло, — дало направление его поискам. Мягкий свет, объем и телесность, линейная перспектива будут занимать его всю жизнь. Родившийся в тосканском городке Сансеполькро, сын торговца кожей и шерстью, он во всем ценил основательность и только в колорите любил жемчужные переливы и нежные оттенки. Должно быть, эти качества живописи Пьеро в полной мере проявились во фресках в папском дворце в Ватикане, куда художника пригласил Пий II. Но полвека спустя они были уничтожены, чтобы освободить место для фресок Рафаэля. Символический жест! О Пьеро делла Франческа забыли надолго, и лишь в середине XIX столетия его имя вновь зазвучало. 

Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино. Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino
Пьеро делла Франческа. «Мадонна ди Сенигаллия». 1474. Национальная галерея Марке, Урбино.
Фото: Galleria Nazionale delle Marche, Urbino

Собрать полноценную выставку Пьеро делла Франческа непросто: работ, доступных для перемещения, около 20. В наших музеях его произведений нет вовсе. В  Эрмитаже показывают 11 произведений мастера — из Милана, Перуджи, Урбино, Лиссабона, Мадрида, Парижа и Лондона. Такого количества его работ за последние десятилетия  не было ни на одной выставке ни в Европе, ни в Америке. Все вещи  исключительные, как, например, монументальное «Благовещение» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа) или «Мадонна ди Сенигаллия» (Национальная галерея Марке, Урбино). Из портретов ­— детское изображение Гвидобальдо да Монтефельтро из Музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде (небольшая компенсация за парные портреты его родителей из Уффици, которые не покидают музей) и портрет кондотьера Пандольфо Малатесты из Лувра. Представление о монументальных росписях Пьеро делла Франческа дают два фрагмента фресок из Ареццо и фильм, посвященный этому знаменитому циклу. Отдельная удача — собранные из трех музеев створки алтаря, созданного для церкви августинцев в Сансеполькро и разделенного еще в XVI веке. Живопись дополняют четыре подлинных трактата, посвященные математике и перспективе, которые художник, уже теряя зрение, написал к концу жизни. 

Государственный Эрмитаж
Пьеро делла Франческа
7 декабря – 10 марта 2019

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+