18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Концепция нового музея обороны и блокады Ленинграда потребовала изменений в архитектурном проекте

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» — именно так будет называться новый музей

«Блокада — событие всемирного масштаба, и мы не можем ограничиться тем, что есть у нас сейчас», — сказал на презентации концепции Никита Ломагин, доктор исторических наук, проректор Европейского университета и руководитель рабочей группы по разработке музейного контента. По его мнению, «совокупность музеев и мемориальных мест, посвященных блокаде, которая сегодня есть в Петербурге, не отвечает современным мировым тенденциям в создании такого рода мемориальных комплексов».

Международный конкурс на здание нового музея блокады состоялся в Петербурге в прошлом году и вызвал бурную реакцию как горожан, так и профессионального сообщества. Блокадная тема — до сих пор одна из самых болезненных для петербуржцев. Музей, существующий в Соляном переулке с конца 90-х годов прошлого века, занимает очень скромную площадь, его экспозиция устроена по принципам позапрошлого века: линейная подача, выстроенные в ряд витрины, отсутствие видео- и мультимедийных программ. Большая часть фондов никогда не экспонировалась по причине отсутствия необходимых площадей.

Но музей в Соляном переулке наполнен для петербуржцев неким священным смыслом: именно здесь еще в конце войны силами горожан была создана самая первая выставочная экспозиция, посвященная блокаде. В 1946 году открылся Музей блокады, который был закрыт в 1952 году в ходе так называемого «Ленинградского дела». В 1989 году, в перестройку, музей восстановили, но в значительно меньшем размере — к тому времени здание стало собственностью Министерства обороны, которое отказалось отдавать его под экспонаты.

Много лет общественность города азартно, но безрезультатно боролась с военными, и когда прозвучало предложение построить новое здание, его встретили в штыки: зачем строить новое, если нужно добиться выселения военных и остаться в старых стенах? Аргумент, что новое здание можно построить с учетом всех самых современных тенденций музейного дела, с использованием новейших технологий, не производил впечатления на ревнителей старых стен. Результаты прошлогоднего конкурса и победу в нем проекта «Студии-44» и архитектора Никиты Явейна пытались оспорить и коллеги-архитекторы, в частности Михаил Мамошин, руководитель НП «Объединение архитектурных мастерских» Петербурга, и активисты-градозащитники.

Но победа осталась за Явейном и его проектом, который, как рассказал сам архитектор, ему за прошедший после конкурса год пришлось существенно изменить. Чего и следовало ожидать в ситуации, когда архитекторы были поставлены в заведомо сложные условия: к моменту объявления архитектурного конкурса утвержденной концепции музея не существовало, ее дорабатывали весь год после окончания архитектурного состязания.

«Заказчик несколько раз менял программу и довольно серьезно, — рассказал The Art Newspaper Russia Никита Явейн. — В составе музея, например, появился театральный комплекс, и нам пришлось вносить существенные изменения во внутреннюю планировку. Хотя внешних заметных изменений практически нет. Кроме того, вплотную к будущему музею должен пройти Орловский тоннель, и мы в течение года вели совместную работу с проектировщиками тоннеля. В результате изменились границы земельного участка, появились новые транспортные площадки».

По состоянию на сегодняшний день проект нового музея блокады находится в подвешенном состоянии: до сих пор даже не объявлен конкурс на разработку проектной документации. По словам Сергея Важенина, генерального директора Центра выставочных и музейных проектов, заказчика нового музея обороны и блокады, материалы на проектирование на прошлой неделе были согласованы в профильных комитетах, но Комитет по строительству администрации города пока не утвердил смету. Но заказчик уверен, что в ближайшие дни это произойдет и будет объявлен конкурс на проектную документацию. А это означает, что уже в следующем году строительство может начаться.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+