18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Концепция нового музея обороны и блокады Ленинграда потребовала изменений в архитектурном проекте

В рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась презентация Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» — именно так будет называться новый музей

«Блокада — событие всемирного масштаба, и мы не можем ограничиться тем, что есть у нас сейчас», — сказал на презентации концепции Никита Ломагин, доктор исторических наук, проректор Европейского университета и руководитель рабочей группы по разработке музейного контента. По его мнению, «совокупность музеев и мемориальных мест, посвященных блокаде, которая сегодня есть в Петербурге, не отвечает современным мировым тенденциям в создании такого рода мемориальных комплексов».

Международный конкурс на здание нового музея блокады состоялся в Петербурге в прошлом году и вызвал бурную реакцию как горожан, так и профессионального сообщества. Блокадная тема — до сих пор одна из самых болезненных для петербуржцев. Музей, существующий в Соляном переулке с конца 90-х годов прошлого века, занимает очень скромную площадь, его экспозиция устроена по принципам позапрошлого века: линейная подача, выстроенные в ряд витрины, отсутствие видео- и мультимедийных программ. Большая часть фондов никогда не экспонировалась по причине отсутствия необходимых площадей.

Но музей в Соляном переулке наполнен для петербуржцев неким священным смыслом: именно здесь еще в конце войны силами горожан была создана самая первая выставочная экспозиция, посвященная блокаде. В 1946 году открылся Музей блокады, который был закрыт в 1952 году в ходе так называемого «Ленинградского дела». В 1989 году, в перестройку, музей восстановили, но в значительно меньшем размере — к тому времени здание стало собственностью Министерства обороны, которое отказалось отдавать его под экспонаты.

Много лет общественность города азартно, но безрезультатно боролась с военными, и когда прозвучало предложение построить новое здание, его встретили в штыки: зачем строить новое, если нужно добиться выселения военных и остаться в старых стенах? Аргумент, что новое здание можно построить с учетом всех самых современных тенденций музейного дела, с использованием новейших технологий, не производил впечатления на ревнителей старых стен. Результаты прошлогоднего конкурса и победу в нем проекта «Студии-44» и архитектора Никиты Явейна пытались оспорить и коллеги-архитекторы, в частности Михаил Мамошин, руководитель НП «Объединение архитектурных мастерских» Петербурга, и активисты-градозащитники.

Но победа осталась за Явейном и его проектом, который, как рассказал сам архитектор, ему за прошедший после конкурса год пришлось существенно изменить. Чего и следовало ожидать в ситуации, когда архитекторы были поставлены в заведомо сложные условия: к моменту объявления архитектурного конкурса утвержденной концепции музея не существовало, ее дорабатывали весь год после окончания архитектурного состязания.

«Заказчик несколько раз менял программу и довольно серьезно, — рассказал The Art Newspaper Russia Никита Явейн. — В составе музея, например, появился театральный комплекс, и нам пришлось вносить существенные изменения во внутреннюю планировку. Хотя внешних заметных изменений практически нет. Кроме того, вплотную к будущему музею должен пройти Орловский тоннель, и мы в течение года вели совместную работу с проектировщиками тоннеля. В результате изменились границы земельного участка, появились новые транспортные площадки».

По состоянию на сегодняшний день проект нового музея блокады находится в подвешенном состоянии: до сих пор даже не объявлен конкурс на разработку проектной документации. По словам Сергея Важенина, генерального директора Центра выставочных и музейных проектов, заказчика нового музея обороны и блокады, материалы на проектирование на прошлой неделе были согласованы в профильных комитетах, но Комитет по строительству администрации города пока не утвердил смету. Но заказчик уверен, что в ближайшие дни это произойдет и будет объявлен конкурс на проектную документацию. А это означает, что уже в следующем году строительство может начаться.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+