18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Вдаль за Левитаном

№68
Материал из газеты

Небольшая книга о пейзаже в живописи и кино вместила много мыслей и иллюстраций, выходящих за рамки выставки в Еврейском музее

Книга «Сними мне Левитана! О странностях пейзажа в литературе, живописи и кино» вышла к выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» в Еврейском музее и центре толерантности. С традиционным каталогом ее роднит только воспроизведение всех показанных на выставке работ главного пейзажиста отечественной живописи. И хотя сегодня принято включать в книги к выставкам не только статьи биографические и анализирующие творческое наследие художника, такого свободного, порой далекого от главного героя, выбора тем нигде, кажется, еще не было. Только часть из десяти ее авторов пишут о Левитане и его влиянии на авторское кино.

Например, Галина Ельшевская в аналитической, интеллектуально емкой статье о развитии пейзажной живописи в ХХ веке говорит лишь о европейских и американских художниках, не только не испытывавших влияния Левитана, но и вовсе не знавших о его существовании. Также ни слова о художнике нет в причудливом, артистичном рассуждении Михаила Трофименкова «Роботрека. Кино и живопись». Полина Барскова, хотя и ожидаемо анализирует и сравнивает пейзажи Чехова и Левитана (в книге, как и в жизни, они неразлучны, об их отношениях есть и отдельная статья Андрея Степанова), неожиданно делает третьей героиней Елену Гуро. В ее живописи и поэзии Баскова находит воплощение той самой, одинокой, но слитой с природой души, монолог которой не слишком удался в «Чайке» Треплеву. Еще одна неожиданность — что о развитии русского пейзажа и умении Левитана выразить «необъяснимую прелесть нашего убожества» написал американский историк искусства Кристофер Ли. Причем так, что национальность автора в его тексте никак не проявляется, и это лишний раз доказывает: русская душа не является загадочной.

Статью составителя этого необычного сборника Киры Долининой «Родная речь: как мы читаем русский пейзаж» вполне можно назвать публицистической, хотя она и чисто, почти академически искусствоведческая. Но сквозь убедительный анализ отношений русских художников с родной природой и «поэтической» роли Левитана в ее восприятии настойчиво проводится мысль, что «старательно воспитанное неразличение искусства слова и искусства формы во многом является причиной неприятия модернистских практик большинством отечественных зрителей». На главный же вопрос выставки, к которой приурочена книга: как повлияла живопись Левитана на русский кинематограф — обстоятельно отвечает Наталия Яковлева.

Очевидное достоинство сборника «Сними мне Левитана!» — высокое качество текстов. Вся книга отлично написана, и читать ее ни минуты не скучно. Чему немало способствует и большое количество цитат. Левитан хорошо писал не только пейзажи, но и письма; ну и Чехов, как всем известно, был незаурядным мастером литературного пейзажа.

Удивительно, что столь содержательная и полная иллюстраций книга уместилась в две сотни страниц скромного альбомного формата. Она выглядит не буржуазно роскошно, а интеллигентно благородно. Дизайнеру Ирине Тархановой удалось органично соединить в ней очень разный иллюстративный материал, и надо сказать, что, в отличие от выставки, здесь картины и кадры из фильмов не противоречат друг другу. Кино, лишенное движения, кадр, воспроизведенный на бумаге, откровенно демонстрирует свое происхождение от живописи.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+