18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей приглашает в кино на картины Левитана

№67
Материал из газеты

На выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» состоится встреча классика с мэтрами киноискусства, которых он вдохновил

Кажется, искусство Исаака Левитана изучено вдоль и поперек, но в Еврейском музее предлагают посмотреть на знакомые с детства картины в неожиданном ракурсе. Куратор Мария Насимова и автор идеи выставки Катя Крылова разглядели классику русского пейзажа в фильмах Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и других мэтров отечественного кино. Включение левитановских пейзажей в фильм — не иначе как картина в картине, жест, который сразу умножает перспективу смыслов. 

В «Зеркале» Тарковского эпические пейзажи воссоздают топографию родных для режиссера мест. Способность передать сложные эмоциональные переживания в пейзаже, за которую мы любим Левитана, свойственна и Тарковскому. Необъятные панорамы погружают зрителя в воспоминания режиссера, проведшего детские годы в Юрьевце на берегу Волги. Правда, в 1950-е городок был частично затоплен Горьковским водохранилищем, дом матери режиссера не сохранился, и съемки проводились неподалеку. Левитан проработал в Плесе близ Юрьевца три сезона. Здесь был создан эскиз «самой русской картины» — «Над вечным покоем». В «Зеркале» же появляется «Буря. Дождь» Левитана, где в воздухе разлито тягостное ощущение надвигающейся грозы. Это одна из последних работ художника. В фильме Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» рассказана история деревенского почтальона. Съемки проходили в Плесецком районе Архангельской области, в Кенозерском национальном парке, а одна из сцен фильма разыгрывалась на фоне левитановского пейзажа «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». Этюд к картине «Цветущий луг» Левитана узнается в немом фильме Эйзенштейна «Старое и новое» о коллективизации в русской деревне. В «Возвращении» же Звягинцева буквально читается облачное небо и рябь волн из левитановского «Хмурого дня». Его «Ручей» появляется в «Элегии из России» Сокурова, а «Лунная ночь. Большая дорога» — в «Доме под звездным небом» Соловьева.

Еще один равноправный соавтор выставки — художник по свету Ай Вейсбард. Экспериментатор световой сценографии, он известен своим оригинальным дизайном и в театре, и в современном искусстве. Он сотрудничал с такими звездами искусства, как Марина Абрамович, Уильям Кентридж, Ширин Нешат, Роберт Уилсон, оформлял выставки на Венецианской биеннале и в Лувре, а его театральные постановки прошли в Ла Скала и Опера Гарнье. В диалоге кино и живописи, пропущенном сквозь оптику Вейсбарда, появляется совершенно современный взгляд на хрестоматийное искусство Левитана.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+