Еврейский музей приглашает в кино на картины Левитана

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

На выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» состоится встреча классика с мэтрами киноискусства, которых он вдохновил

Исаак Левитан. «Избы. После захода солнца». 1899. Фото:  Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Исаак Левитан. «Избы. После захода солнца». 1899.
Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Кажется, искусство Исаака Левитана изучено вдоль и поперек, но в Еврейском музее предлагают посмотреть на знакомые с детства картины в неожиданном ракурсе. Куратор Мария Насимова и автор идеи выставки Катя Крылова разглядели классику русского пейзажа в фильмах Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и других мэтров отечественного кино. Включение левитановских пейзажей в фильм — не иначе как картина в картине, жест, который сразу умножает перспективу смыслов. 

В «Зеркале» Тарковского эпические пейзажи воссоздают топографию родных для режиссера мест. Способность передать сложные эмоциональные переживания в пейзаже, за которую мы любим Левитана, свойственна и Тарковскому. Необъятные панорамы погружают зрителя в воспоминания режиссера, проведшего детские годы в Юрьевце на берегу Волги. Правда, в 1950-е городок был частично затоплен Горьковским водохранилищем, дом матери режиссера не сохранился, и съемки проводились неподалеку. Левитан проработал в Плесе близ Юрьевца три сезона. Здесь был создан эскиз «самой русской картины» — «Над вечным покоем». В «Зеркале» же появляется «Буря. Дождь» Левитана, где в воздухе разлито тягостное ощущение надвигающейся грозы. Это одна из последних работ художника. В фильме Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» рассказана история деревенского почтальона. Съемки проходили в Плесецком районе Архангельской области, в Кенозерском национальном парке, а одна из сцен фильма разыгрывалась на фоне левитановского пейзажа «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». Этюд к картине «Цветущий луг» Левитана узнается в немом фильме Эйзенштейна «Старое и новое» о коллективизации в русской деревне. В «Возвращении» же Звягинцева буквально читается облачное небо и рябь волн из левитановского «Хмурого дня». Его «Ручей» появляется в «Элегии из России» Сокурова, а «Лунная ночь. Большая дорога» — в «Доме под звездным небом» Соловьева.

Еще один равноправный соавтор выставки — художник по свету Ай Вейсбард. Экспериментатор световой сценографии, он известен своим оригинальным дизайном и в театре, и в современном искусстве. Он сотрудничал с такими звездами искусства, как Марина Абрамович, Уильям Кентридж, Ширин Нешат, Роберт Уилсон, оформлял выставки на Венецианской биеннале и в Лувре, а его театральные постановки прошли в Ла Скала и Опера Гарнье. В диалоге кино и живописи, пропущенном сквозь оптику Вейсбарда, появляется совершенно современный взгляд на хрестоматийное искусство Левитана.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+