Еврейский музей приглашает в кино на картины Левитана

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

На выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» состоится встреча классика с мэтрами киноискусства, которых он вдохновил

Исаак Левитан. «Избы. После захода солнца». 1899. Фото:  Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля
Исаак Левитан. «Избы. После захода солнца». 1899.
Фото: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля

Кажется, искусство Исаака Левитана изучено вдоль и поперек, но в Еврейском музее предлагают посмотреть на знакомые с детства картины в неожиданном ракурсе. Куратор Мария Насимова и автор идеи выставки Катя Крылова разглядели классику русского пейзажа в фильмах Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Сергея Соловьева, Александра Сокурова, Андрея Звягинцева и других мэтров отечественного кино. Включение левитановских пейзажей в фильм — не иначе как картина в картине, жест, который сразу умножает перспективу смыслов. 

В «Зеркале» Тарковского эпические пейзажи воссоздают топографию родных для режиссера мест. Способность передать сложные эмоциональные переживания в пейзаже, за которую мы любим Левитана, свойственна и Тарковскому. Необъятные панорамы погружают зрителя в воспоминания режиссера, проведшего детские годы в Юрьевце на берегу Волги. Правда, в 1950-е городок был частично затоплен Горьковским водохранилищем, дом матери режиссера не сохранился, и съемки проводились неподалеку. Левитан проработал в Плесе близ Юрьевца три сезона. Здесь был создан эскиз «самой русской картины» — «Над вечным покоем». В «Зеркале» же появляется «Буря. Дождь» Левитана, где в воздухе разлито тягостное ощущение надвигающейся грозы. Это одна из последних работ художника. В фильме Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» рассказана история деревенского почтальона. Съемки проходили в Плесецком районе Архангельской области, в Кенозерском национальном парке, а одна из сцен фильма разыгрывалась на фоне левитановского пейзажа «В окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря». Этюд к картине «Цветущий луг» Левитана узнается в немом фильме Эйзенштейна «Старое и новое» о коллективизации в русской деревне. В «Возвращении» же Звягинцева буквально читается облачное небо и рябь волн из левитановского «Хмурого дня». Его «Ручей» появляется в «Элегии из России» Сокурова, а «Лунная ночь. Большая дорога» — в «Доме под звездным небом» Соловьева.

Еще один равноправный соавтор выставки — художник по свету Ай Вейсбард. Экспериментатор световой сценографии, он известен своим оригинальным дизайном и в театре, и в современном искусстве. Он сотрудничал с такими звездами искусства, как Марина Абрамович, Уильям Кентридж, Ширин Нешат, Роберт Уилсон, оформлял выставки на Венецианской биеннале и в Лувре, а его театральные постановки прошли в Ла Скала и Опера Гарнье. В диалоге кино и живописи, пропущенном сквозь оптику Вейсбарда, появляется совершенно современный взгляд на хрестоматийное искусство Левитана.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+