18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала

№68, ноябрь 2018
№68
Материал из газеты

Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке

«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э. Фото: The Trustees of the British Museum
«Ашшурбанапал на охоте». Фрагмент барельефа. Ниневия, Ассирия, 645–635 гг. до н.э.
Фото: The Trustees of the British Museum

Ассирийский царь Ашшурбанапал (669–631 гг. до н. э.) был, без преувеличения, самым могущественным человеком древности. Из своей столицы Ниневии (современный Ирак) он управлял обширнейшей империей от восточного Средиземноморья до западного Ирана. Славился он не только военными победами и талантами (был отличным наездником и стрелком из лука), но и редкой образованностью. Владел клинописью и «иностранными языками», о чем гласит одна из глиняных табличек собранной им огромной библиотеки: «Для меня было отрадой повторять на память дивные творения на шумерском и аккадском». 

Его дворцы в Ниневии, утопающие в экзотических садах, которые орошались сложной ирригационной системой, поражали современников невиданной роскошью. 

После смерти Ашшурбанапала (около 631 г. до н. э.) империя просущеcтвовала чуть меньше 20 лет, пав под натиском соседей, Мидии и Вавилона, и уже в древности обросла легендами. Самая известная из них, про последнего ассирийского царя Сарданапала, сжегшего себя с наложницами и слугами, чтобы не попасть в руки врага, вдохновила Байрона на написание поэмы «Смерть Сарданапала» (1821) и создание одноименного знаменитого полотна Эжена Делакруа (1827). О самой же Ассирии и ее самом знаменитом царе Ашшурбанапале забыли до середины XIX века, когда молодой британский дипломат Остин Генри Лейард инициировал раскопки сначала в одной из столиц Ассирии Нимруде (современный Ирак), а затем и в Ниневии. Находки оказались столь поразительными, что к раскопкам подключился Британский музей. Были обнаружены тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала, рельефы со сценами царской охоты на львов, победы над которыми символизировали силу царя, изысканные изделия из слоновой кости и золота. Самой же потрясающей находкой стали колоссальные крылатые быки с человеческими головами, охранявшие от злых духов дворец в Нимруде. Их на плотах по Тигру переправили в Басру на юге Ирака, затем на пароходе в Бомбей и оттуда уже в Лондон. 
Выставка 200 экспонатов из знаменитой коллекции Британского музея с добавлением редких артефактов из других музеев мира впервые рассказывает полную историю империи, исчезнувшей более 2 тыс. лет назад, и ее самого могущественного владыки. 

Британский музей
Я, Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии
8 ноября – 24 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
2
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
3
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
4
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
5
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
Дом культуры «ГЭС-2» объявил о планах на 2024 год. Кураторы Зельфира Трегулова и Франческо Бонами работают над проектом «Образ и пространство», также готовится выставка из коллекции Государственного музея искусств имени И.В.Савицкого в Нукусе
04.12.2023
«Черный квадрат» и Нукусский музей на гастролях в «ГЭС-2»
6
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
В переписке знаменитой английской писательницы с сестрой Кассандрой раскрываются ее вкусы в одежде и навыки повседневной экономии. Историк моды Хилари Дэвидсон на основе этих писем разворачивает картину женской жизни в конце XVIII — начале XIX века
17.11.2023
Перебирая модные вещи из гардероба Джейн Остин
7
Антикварный салон покажет «достояние нации»
В Гостином Дворе пройдет 49-й Российский антикварный салон & lifestyle «Искусство интерьера», справедливо называемый одним из главных художественных и светских событий осени
20.11.2023
Антикварный салон покажет «достояние нации»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+