18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британский музей извлек из закромов все сокровища Ашшурбанапала

№68
Материал из газеты

Редчайшие артефакты древней Ассирии впервые целиком на одной выставке

Ассирийский царь Ашшурбанапал (669–631 гг. до н. э.) был, без преувеличения, самым могущественным человеком древности. Из своей столицы Ниневии (современный Ирак) он управлял обширнейшей империей от восточного Средиземноморья до западного Ирана. Славился он не только военными победами и талантами (был отличным наездником и стрелком из лука), но и редкой образованностью. Владел клинописью и «иностранными языками», о чем гласит одна из глиняных табличек собранной им огромной библиотеки: «Для меня было отрадой повторять на память дивные творения на шумерском и аккадском». 

Его дворцы в Ниневии, утопающие в экзотических садах, которые орошались сложной ирригационной системой, поражали современников невиданной роскошью. 

После смерти Ашшурбанапала (около 631 г. до н. э.) империя просущеcтвовала чуть меньше 20 лет, пав под натиском соседей, Мидии и Вавилона, и уже в древности обросла легендами. Самая известная из них, про последнего ассирийского царя Сарданапала, сжегшего себя с наложницами и слугами, чтобы не попасть в руки врага, вдохновила Байрона на написание поэмы «Смерть Сарданапала» (1821) и создание одноименного знаменитого полотна Эжена Делакруа (1827). О самой же Ассирии и ее самом знаменитом царе Ашшурбанапале забыли до середины XIX века, когда молодой британский дипломат Остин Генри Лейард инициировал раскопки сначала в одной из столиц Ассирии Нимруде (современный Ирак), а затем и в Ниневии. Находки оказались столь поразительными, что к раскопкам подключился Британский музей. Были обнаружены тысячи глиняных табличек из библиотеки Ашшурбанапала, рельефы со сценами царской охоты на львов, победы над которыми символизировали силу царя, изысканные изделия из слоновой кости и золота. Самой же потрясающей находкой стали колоссальные крылатые быки с человеческими головами, охранявшие от злых духов дворец в Нимруде. Их на плотах по Тигру переправили в Басру на юге Ирака, затем на пароходе в Бомбей и оттуда уже в Лондон. 
Выставка 200 экспонатов из знаменитой коллекции Британского музея с добавлением редких артефактов из других музеев мира впервые рассказывает полную историю империи, исчезнувшей более 2 тыс. лет назад, и ее самого могущественного владыки. 

Британский музей
Я, Ашшурбанапал, владыка мира и царь Ассирии
8 ноября – 24 февраля 2019

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+