Британский музей не станет открывать залы с коллекцией древних барельефов

№67, октябрь 2018
№67
Материал из газеты

В подземных галереях, закрытых с 2006 года, все еще хранится ассирийский рельеф стоимостью £100 млн. Про спрятанные там сокровища не то чтобы забыли — использование залов цокольного этажа по-прежнему признается нерациональным

Лестница на цокольный этаж. Фото: British Museum
Лестница на цокольный этаж.
Фото: British Museum

Похоже, спрятанные от глаз публики цокольные галереи Британского музея так и останутся закрытыми — согласно новому генеральному плану экспонирования коллекций. Какие же сокровища там таятся? Среди древностей здесь находится, например, «Сцена пира» (645–635 до н. э.), одиночный ассирийский барельеф, лучший в мире по сохранности из памятников, подобных уничтоженным в Ираке запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство».

Восемь подземных залов были тихо закрыты для посетителей более десяти лет назад, и в итоге все о них забыли. Пресс-секретарь музея сообщил, что «в настоящее время открытия цокольных галерей в планах нет». Здесь хранятся две коллекции: ассирийские древности и античная скульптура. Построенные в 1859 году, галереи были первоначально двухъярусными. В 1960-х их уменьшили вдвое, чтобы создать новый этаж на основном уровне. В 2006 году подвал полностью закрыли, в основном из-за проблем с доступом (при отсутствии лифта вход для инвалидов был затруднен). Администрация была также обес­покоена сложностью эвакуации посетителей в чрезвычайных ситуациях. К тому же здесь требовались дополнительные охранники, и таким образом решили еще и сэкономить бюджет. 

В двух подвальных галереях находятся ассирийские рельефы из Ниневии, датируемые VII веком до н. э. Они рассказывают историю войн царя Ашшурбанапала с государством Элам. Некоторые скульптуры по-прежнему прикреплены к стенам, другие хранятся на деревянных подставках на полу. Самая примечательная из них — упомянутая «Сцена пира», барельеф, который недавно был оценен в £100 млн, что делает его одним из самых ценных предметов в собрании Британского музея. В Лондоне он не появлялся на публике с 2006 года, в 2014–2015 годах пребывал на гастролях в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В подземных ассирийских галереях демонстрировались и другие интересные артефакты, в том числе бронзовая ванна-гроб VIII века до н. э. из Ура. Она также остается за закрытыми дверями. 

Ассирийский барельеф «Сцена пира»  (645–635 до н. э.) входит в число наиболее ценных экспонатов Британского музея. Фото: The Trustees of the British Museum
Ассирийский барельеф «Сцена пира»  (645–635 до н. э.) входит в число наиболее ценных экспонатов Британского музея.
Фото: The Trustees of the British Museum

Многие ассирийские рельефы временно покинут свое подземелье, чтобы принять участие в крупной выставке под названием «Я Ашшурбанапал» (с 8 ноября 2018 года по 24 февраля 2019 года). Другие экспонаты время от времени ездят вместе с передвижными выставками. Впрочем, большинство важных ассирийских рельефов вошли в постоянную экспозицию на основном этаже.

Шесть цокольных залов посвящены Греции и Риму: архитектура, эпиграфика, древние находки из Эфеса, скульптура и портреты. Крупные греческие и римские скульптуры остаются в подвале, но на них можно взглянуть по предварительной записи. Некоторые экспонаты перенесли в иные залы. Другие вошли в путешествующую выставку «Рим. Город и империя», которая недавно открылась в Национальном музее Австралии в Канберре. 

Директор Британского музея Хартвиг Фишер вместе с попечителями сейчас разрабатывает генеральный проект переустройства большей части экспозиции; процесс этот длительный, и растянется он, возможно, на десятилетия. Скорее всего, это будет самый радикальный пересмотр экспозиции более чем за полтора века существования Британского музея. Пока планы еще на стадии обсуждения, но подземные галереи для публики открывать не собираются. Вероятно, они так и будут использоваться в качестве хранилища и реставрационных мастерских. Не исключено, впрочем, что отдельные ассирийские барельефы музей перенесет из подвала на основной этаж. 

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+