Музеи и епархии должны договориться о совместном использовании объектов из списка ЮНЕСКО

Если этого не произойдет в течение трех недель, то к работе приступят согласительные комиссии по каждому комплексу — речь идет о Ростовском кремле, Кирилло-Белозерском и Владимиро-Суздальском музеях-заповедниках

Уильям Крафт Брумфилд. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. 1995. Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, William C. Brumfield Photograph Collectio
Уильям Крафт Брумфилд. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. 1995.
Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, William C. Brumfield Photograph Collectio

Русская православная церковь (РПЦ) претендует на Архиерейский дом в Ростове Великом, пять объектов в Кириллове — стены Ивановского монастыря и Братские кельи, в Ферапонтове — надвратные церкви, Казенную палату и церковь Мартиниана (ансамбль Ферапонтова монастыря с 2000 года входит в список объектов всемирного наследия). Церковь рассчитывает получить 12 объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (они и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года). 

«Самое главное решение, которое было принято, — это создание комиссий на местах. Мы дали три недели на ревизию отношений директоров музеев и местных епархий. Затем — до полутора месяцев на работу согласительной комиссии. Я думаю, что до Нового года состоится очередное заседание нашей объединенной комиссии и все напряженные моменты решатся», — сообщил ТАСС директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов по итогам совместного заседания рабочей группы по взаимодействию РПЦ и музеев. По его словам, если за отведенное время представители двух сторон не придут к согласию, тогда уже за дело возьмутся внутренние согласительные комиссии — своя по каждому музейному комплексу. 

Сергей Прокудин-Горский. Место заточения князей Воротынских. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя. 1909. Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, Prokudin-Gorskii Collectio
Сергей Прокудин-Горский. Место заточения князей Воротынских. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя. 1909.
Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, Prokudin-Gorskii Collectio

«Надо менять повестку, надо музеям и Церкви сообща обеспечивать сохранность уникальных памятников истории и культуры, сохранность музейного фонда, привлечение паломников и туристов — и вот переформатированием мы и займемся», — резюмировал Кононов.

Наибольшую обеспокоенность у музейщиков, как правило, вызывают изменения температурно-влажностного режима во время проведения богослужений и угроза сохранности древнерусской живописи, а также необходимость беспрерывной реставрации памятников. К тому же объекты из списка ЮНЕСКО попадают под действие не только внутренних законов, но и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. 

«Я был поставлен перед фактом, что мы со своими экскурсиями можем войти в собор с часу до пяти, все остальное время его занимает Владимиро-Суздальская епархия. Мы закончили реставрировать фрески Рублева и с ужасом смотрим на то, что частые службы и большое количество испарений от свечей и того, что используется для проведения богослужений, через несколько лет сведут все наши старания на нет», — говорил на презентации концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника его директор Игорь Конышев. 

Надпись на стене Ферапонтова монастыря. XV в. Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС
Надпись на стене Ферапонтова монастыря. XV в.
Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС

По данным «Коммерсанта» со ссылкой на Конышева, объекты, на которые претендует Церковь, позволяют музею зарабатывать более половины его доходов, при этом только затраты на их содержание составляют 25 млн руб. О росте финансовой нагрузки, которую в случае передачи РПЦ памятников должна будет нести казна РФ, говорил и его коллега, директор Кирилло-Белозерского ГМЗ Михаил Шаромазов. 

Передача РПЦ имущества религиозного назначения регулируется законом, принятым в 2010 году, и самым резонансным событием до сих пор был переход Новодевичьего монастыря Московской епархии от Государственного исторического музея. Как рассказывал нам его директор Алексей Левыкин, несмотря на сложность процесса отделения также входящего в список ЮНЕСКО монастыря, сейчас отношения между музеем и Церковью можно назвать образцовыми, и в первую очередь это касается работы по сохранению иконостасов с 250 иконами XVI–XIX веков, входящих в Музейный фонд России. 

При первом рассмотрении бесконфликтным должно стать взаимодействие РПЦ и Музея имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Вскоре музей получит дополнительные площади за пределами обители, и, очевидно, тогда будет поднят пока не озвученный вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви. 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке. Спустя шесть лет после того, как мы опубликовали его впервые, он заметно обновился в нижней части. Ротации в верхней части списка мало. Зато рекорды теперь ставятся не только в Лондоне, но и в Москве
18.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
3
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
4
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
5
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
6
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+