Музеи и епархии должны договориться о совместном использовании объектов из списка ЮНЕСКО

Если этого не произойдет в течение трех недель, то к работе приступят согласительные комиссии по каждому комплексу — речь идет о Ростовском кремле, Кирилло-Белозерском и Владимиро-Суздальском музеях-заповедниках

Уильям Крафт Брумфилд. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. 1995. Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, William C. Brumfield Photograph Collectio
Уильям Крафт Брумфилд. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. 1995.
Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, William C. Brumfield Photograph Collectio

Русская православная церковь (РПЦ) претендует на Архиерейский дом в Ростове Великом, пять объектов в Кириллове — стены Ивановского монастыря и Братские кельи, в Ферапонтове — надвратные церкви, Казенную палату и церковь Мартиниана (ансамбль Ферапонтова монастыря с 2000 года входит в список объектов всемирного наследия). Церковь рассчитывает получить 12 объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире (они и другие белокаменные памятники Владимира и Суздаля входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года). 

«Самое главное решение, которое было принято, — это создание комиссий на местах. Мы дали три недели на ревизию отношений директоров музеев и местных епархий. Затем — до полутора месяцев на работу согласительной комиссии. Я думаю, что до Нового года состоится очередное заседание нашей объединенной комиссии и все напряженные моменты решатся», — сообщил ТАСС директор Департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов по итогам совместного заседания рабочей группы по взаимодействию РПЦ и музеев. По его словам, если за отведенное время представители двух сторон не придут к согласию, тогда уже за дело возьмутся внутренние согласительные комиссии — своя по каждому музейному комплексу. 

Сергей Прокудин-Горский. Место заточения князей Воротынских. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя. 1909. Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, Prokudin-Gorskii Collectio
Сергей Прокудин-Горский. Место заточения князей Воротынских. Кирилло-Белозерский монастырь, Кириллов, Российская империя. 1909.
Фото: Library of Congress, Prints & Photographs Division, Prokudin-Gorskii Collectio

«Надо менять повестку, надо музеям и Церкви сообща обеспечивать сохранность уникальных памятников истории и культуры, сохранность музейного фонда, привлечение паломников и туристов — и вот переформатированием мы и займемся», — резюмировал Кононов.

Наибольшую обеспокоенность у музейщиков, как правило, вызывают изменения температурно-влажностного режима во время проведения богослужений и угроза сохранности древнерусской живописи, а также необходимость беспрерывной реставрации памятников. К тому же объекты из списка ЮНЕСКО попадают под действие не только внутренних законов, но и Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. 

«Я был поставлен перед фактом, что мы со своими экскурсиями можем войти в собор с часу до пяти, все остальное время его занимает Владимиро-Суздальская епархия. Мы закончили реставрировать фрески Рублева и с ужасом смотрим на то, что частые службы и большое количество испарений от свечей и того, что используется для проведения богослужений, через несколько лет сведут все наши старания на нет», — говорил на презентации концепции развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника его директор Игорь Конышев. 

Надпись на стене Ферапонтова монастыря. XV в. Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС
Надпись на стене Ферапонтова монастыря. XV в.
Фото: Наталья Гарнелис / ТАСС

По данным «Коммерсанта» со ссылкой на Конышева, объекты, на которые претендует Церковь, позволяют музею зарабатывать более половины его доходов, при этом только затраты на их содержание составляют 25 млн руб. О росте финансовой нагрузки, которую в случае передачи РПЦ памятников должна будет нести казна РФ, говорил и его коллега, директор Кирилло-Белозерского ГМЗ Михаил Шаромазов. 

Передача РПЦ имущества религиозного назначения регулируется законом, принятым в 2010 году, и самым резонансным событием до сих пор был переход Новодевичьего монастыря Московской епархии от Государственного исторического музея. Как рассказывал нам его директор Алексей Левыкин, несмотря на сложность процесса отделения также входящего в список ЮНЕСКО монастыря, сейчас отношения между музеем и Церковью можно назвать образцовыми, и в первую очередь это касается работы по сохранению иконостасов с 250 иконами XVI–XIX веков, входящих в Музейный фонд России. 

При первом рассмотрении бесконфликтным должно стать взаимодействие РПЦ и Музея имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. Вскоре музей получит дополнительные площади за пределами обители, и, очевидно, тогда будет поднят пока не озвученный вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви. 

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+