Музей имени Андрея Рублева станет примером «государственно-церковного партнерства»

На территории Спасо-Андроникова монастыря может появиться древлехранилище и, возможно, начнутся церковные службы, в то время как РПЦ по-прежнему претендует на памятники Ферапонтова монастыря и Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Бывший жилой дом по адресу Андроньевская пл., 6, современное состояние. Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Бывший жилой дом по адресу Андроньевская пл., 6, современное состояние.
Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Сейчас, по словам директора Михаила Миндлина, Музей имени Андрея Рублева, находящийся на территории Спасо-Андроникова монастыря, задействует всего около 1 тыс. кв. м выставочных площадей. Но после того, как институция получила главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, общая площадь музея возросла на 4,9 тыс кв. м.

Передача дополнительных зданий музею — часть принятой год назад концепции развития, разработанной с участием представителей музейного сообщества и Русской православной церкви. Всю музейную инфраструктуру — хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы — планируется перенести в новые здания. Как рассказали на пресс-конференции в музее, здания усадьбы Хрящева — Шелапутиных, построенной Матвеем Казаковым в 1780–1790-х, отреставрируют. В них должны появиться полноценный музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отдел. Бывший жилой дом позади усадебных построек ждет реконструкция посерьезнее: согласно предварительному проекту, перед зданием появится застекленный атриум, где будут экспонироваться копии фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря в натуральную величину, а внутри будет многофункциональный зал для концертов и конференций, открытое хранилище, большое музейное кафе и смотровая площадка с видом на Спасо-Андроников монастырь.

Главный дом и северный флигель усадьбы Хрящева — Шелапутиных до реконструкции.  Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Главный дом и северный флигель усадьбы Хрящева — Шелапутиных до реконструкции.
Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Внутри стен самого монастыря до конца сентября должны начаться работы по благоустройству территории, в рамках которых появится современная система водоотвода. Как рассказал Михаил Миндлин, сейчас постройки страдают от избыточной влаги в основании фундаментов. Реставрации также ожидают Настоятельские палаты и Одностолпная трапезная палата с усыпальницей бояр Лопухиных и церковью Архангела Михаила, для которых разработана и согласована проектная документация. «Спасо-Андроников монастырь — это уникальный ландшафтно-архитектурный исторический заповедник, который сохранился почти в полной комплектности, — рассказал на пресс-конференции Михаил Миндлин, — и нам хочется сохранить историческую атмосферу этой территории и этого архитектурного ансамбля».

В церкви Архангела Михаила, заложенной по приказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в конце XVII века, могут быть возобновлены службы. По словам епархиального древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина, принимавшего участие в разработке концепции музея, этот вопрос находится на стадии «предпроектного предложения». Также в рамках сотрудничества музея и РПЦ на территории монастыря может появиться первое в Москве древлехранилище — церковный музей. «Мы ищем пути и возможности взаимодействия с музеем по вопросу создания главного епархиального московского музея, где будут реставрационные мастерские, хранилище для ценных икон и будет возможность для совместной экспозиционной деятельности», — сообщил корреспонденту TANR Леонид Калинин.

Проект реконструкции здания. Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Проект реконструкции здания.
Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

По словам епархиального древлехранителя, вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви или возобновлении монашеской жизни в Спасо-Андрониковом монастыре пока не поднимался. Однако он добавил, что по мере перевода музейных служб в здание усадьбы Хрящева «появятся возможности для расширения взаимодействия между церковью и музеем как единого научно-исследовательского и музейного комплекса, а с другой стороны, как церковной структуры, которая наполняет этот комплекс живой струей настоящего православного делания, богослужения».

Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов назвал работу Музея имени Андрея Рублева и РПЦ примером «конструктивного взаимодействия, не основанного на конфликтных ситуациях». А в последние годы конфликты неоднократно возникали в связи с заявками РПЦ на передачу ей ряда объектов российских музеев.

Этим летом появились сообщения о возможной передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников древнерусских Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Заявки в Росимущество РПЦ подала, в частности, на церковь Преподобного Мартиниана и Казенную палату в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре, а также на братские кельи Кирилло-Белозерского монастыря. Заявка была отклонена из-за некомплекта представленных церковью документов, однако, как сообщает «Коммерсантъ», Вологодская митрополия подала заявление повторно.

Эскизное предпроектное предложение.  Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева
Эскизное предпроектное предложение.
Фото: Музей древнерусской культуры им. Андрея Рублева

Шатровая церковь Преподобного Мартиниана была пристроена к стене собора Рождества Богородицы, расписанного в начале XVI века Дионисием и сыновьями, так, что часть росписи оказалась внутри нее. По мнению музейных экспертов, в случае перехода памятника к РПЦ соблюдать необходимый строгий температурно-влажностный режим будет невозможно и уникальная фреска может серьезно пострадать.

Церковь претендует также на 12 объектов, принадлежащих Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ), в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Сейчас, по словам директора ВСМЗ Игоря Конышева, решение не принято ни по одному из памятников. «Росимущество руководствуется позицией музея и Министерства культуры, а она отрицательная по всем объектам, — рассказал Конышев TANR. — Кроме этого, для того чтобы мы освободили любой из наших объектов, нам должны предоставить новые площади: либо Росимущество должно изыскать новое здание, либо государство должно изыскать деньги на строительство замещающего объекта, чтобы музей со своими фондами и экспозициями не остался на улице». По словам Игоря Конышева, музейщики озабочены тем, что, в случае передачи зданий церкви, осуществлять контроль за их сохранностью будет сложно, а туристическая привлекательность снизится.

При этом, по словам протоиерея Леонида Калинина, окончательное решение о том, насколько церковь готова и может содержать на должном уровне постройки Владимиро-Суздальского музея, еще не принято. «Когда эти вопросы будут решены, тогда здания могут быть переданы церкви под контролем музея, и при этом никак не выпасть из его деятельности, — пояснил он. — Но если это будет сложно, то я думаю, что нецелесообразно было бы их передавать. Однако важно предусматривать возможность для богослужения. Если будут восстановлены возможности для богослужения, все будет мирно, и церковь не возьмет на себя непосильное бремя содержания огромных площадей, их эксплуатацию, содержание климатических установок, а с другой стороны, будет иметь возможность служить, что и нужно на самом деле».

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
5
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
6
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
7
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+