The Art Newspaper Russia
Поиск

Музей имени Андрея Рублева станет примером «государственно-церковного партнерства»

На территории Спасо-Андроникова монастыря может появиться древлехранилище и, возможно, начнутся церковные службы, в то время как РПЦ по-прежнему претендует на памятники Ферапонтова монастыря и Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Сейчас, по словам директора Михаила Миндлина, Музей имени Андрея Рублева, находящийся на территории Спасо-Андроникова монастыря, задействует всего около 1 тыс. кв. м выставочных площадей. Но после того, как институция получила главный дом и северный флигель бывшей городской усадьбы Хрящева — Шелапутиных, а также бывший жилой дом по соседству, общая площадь музея возросла на 4,9 тыс кв. м.

Передача дополнительных зданий музею — часть принятой год назад концепции развития, разработанной с участием представителей музейного сообщества и Русской православной церкви. Всю музейную инфраструктуру — хранилища, реставрационные мастерские, хозяйственные и административные службы — планируется перенести в новые здания. Как рассказали на пресс-конференции в музее, здания усадьбы Хрящева — Шелапутиных, построенной Матвеем Казаковым в 1780–1790-х, отреставрируют. В них должны появиться полноценный музейный магазин, отдел экспертизы, образовательный и научно-просветительский отдел. Бывший жилой дом позади усадебных построек ждет реконструкция посерьезнее: согласно предварительному проекту, перед зданием появится застекленный атриум, где будут экспонироваться копии фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря в натуральную величину, а внутри будет многофункциональный зал для концертов и конференций, открытое хранилище, большое музейное кафе и смотровая площадка с видом на Спасо-Андроников монастырь.

Внутри стен самого монастыря до конца сентября должны начаться работы по благоустройству территории, в рамках которых появится современная система водоотвода. Как рассказал Михаил Миндлин, сейчас постройки страдают от избыточной влаги в основании фундаментов. Реставрации также ожидают Настоятельские палаты и Одностолпная трапезная палата с усыпальницей бояр Лопухиных и церковью Архангела Михаила, для которых разработана и согласована проектная документация. «Спасо-Андроников монастырь — это уникальный ландшафтно-архитектурный исторический заповедник, который сохранился почти в полной комплектности, — рассказал на пресс-конференции Михаил Миндлин, — и нам хочется сохранить историческую атмосферу этой территории и этого архитектурного ансамбля».

В церкви Архангела Михаила, заложенной по приказу жены Петра I Евдокии Лопухиной в конце XVII века, могут быть возобновлены службы. По словам епархиального древлехранителя Московской городской епархии протоиерея Леонида Калинина, принимавшего участие в разработке концепции музея, этот вопрос находится на стадии «предпроектного предложения». Также в рамках сотрудничества музея и РПЦ на территории монастыря может появиться первое в Москве древлехранилище — церковный музей. «Мы ищем пути и возможности взаимодействия с музеем по вопросу создания главного епархиального московского музея, где будут реставрационные мастерские, хранилище для ценных икон и будет возможность для совместной экспозиционной деятельности», — сообщил корреспонденту TANR Леонид Калинин.

По словам епархиального древлехранителя, вопрос о передаче музейных зданий Русской православной церкви или возобновлении монашеской жизни в Спасо-Андрониковом монастыре пока не поднимался. Однако он добавил, что по мере перевода музейных служб в здание усадьбы Хрящева «появятся возможности для расширения взаимодействия между церковью и музеем как единого научно-исследовательского и музейного комплекса, а с другой стороны, как церковной структуры, которая наполняет этот комплекс живой струей настоящего православного делания, богослужения».

Директор Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Владислав Кононов назвал работу Музея имени Андрея Рублева и РПЦ примером «конструктивного взаимодействия, не основанного на конфликтных ситуациях». А в последние годы конфликты неоднократно возникали в связи с заявками РПЦ на передачу ей ряда объектов российских музеев.

Этим летом появились сообщения о возможной передаче Вологодской митрополии пяти архитектурных памятников древнерусских Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, входящих в состав Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Заявки в Росимущество РПЦ подала, в частности, на церковь Преподобного Мартиниана и Казенную палату в охраняемом ЮНЕСКО Ферапонтовом монастыре, а также на братские кельи Кирилло-Белозерского монастыря. Заявка была отклонена из-за некомплекта представленных церковью документов, однако, как сообщает «Коммерсантъ», Вологодская митрополия подала заявление повторно.

Шатровая церковь Преподобного Мартиниана была пристроена к стене собора Рождества Богородицы, расписанного в начале XVI века Дионисием и сыновьями, так, что часть росписи оказалась внутри нее. По мнению музейных экспертов, в случае перехода памятника к РПЦ соблюдать необходимый строгий температурно-влажностный режим будет невозможно и уникальная фреска может серьезно пострадать.

Церковь претендует также на 12 объектов, принадлежащих Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику (ВСМЗ), в том числе Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Сейчас, по словам директора ВСМЗ Игоря Конышева, решение не принято ни по одному из памятников. «Росимущество руководствуется позицией музея и Министерства культуры, а она отрицательная по всем объектам, — рассказал Конышев TANR. — Кроме этого, для того чтобы мы освободили любой из наших объектов, нам должны предоставить новые площади: либо Росимущество должно изыскать новое здание, либо государство должно изыскать деньги на строительство замещающего объекта, чтобы музей со своими фондами и экспозициями не остался на улице». По словам Игоря Конышева, музейщики озабочены тем, что, в случае передачи зданий церкви, осуществлять контроль за их сохранностью будет сложно, а туристическая привлекательность снизится.

При этом, по словам протоиерея Леонида Калинина, окончательное решение о том, насколько церковь готова и может содержать на должном уровне постройки Владимиро-Суздальского музея, еще не принято. «Когда эти вопросы будут решены, тогда здания могут быть переданы церкви под контролем музея, и при этом никак не выпасть из его деятельности, — пояснил он. — Но если это будет сложно, то я думаю, что нецелесообразно было бы их передавать. Однако важно предусматривать возможность для богослужения. Если будут восстановлены возможности для богослужения, все будет мирно, и церковь не возьмет на себя непосильное бремя содержания огромных площадей, их эксплуатацию, содержание климатических установок, а с другой стороны, будет иметь возможность служить, что и нужно на самом деле».

Материалы по теме
Просмотры: 3293
Популярные материалы
1
Чтение на каникулах: лучшие тексты The Art Newspaper Russia
Редакция The Art Newspaper Russia уходит на каникулы, и, пока до 20 июля сайт не будет обновляться, предлагаем вспомнить некоторые из наших лучших материалов.
03 июля 2020
2
Ладно ль за морем иль худо?
Третья и четвертая волны художественной эмиграции — сначала из Советского Союза, потом из России — никогда еще не были описаны всесторонне и фундаментально. Попытку это сделать предприняла Зинаида Стародубцева.
03 июля 2020
3
Снова к морю
Роскошные отели сети Baglioni Hotels & Resorts в Пунта-Але предлагают уединенный отдых среди высоких сосен и белых песков на побережье Тосканы.
03 июля 2020
4
Bone, Эльза и Tiffany: полвека вместе
Tiffany & Co. представляет специальную серию легендарных браслетов Еlsa Рeretti Вone Сuff.
03 июля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru