18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей имени Рублева поменяет постоянную экспозицию к своему 70-летию

№58
Материал из газеты

К церковному искусству подошли концептуально

Грядущее 70-летие Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева — повод не только для празднования, но и для большой заблаговременной работы. Необходимость преобразования экспозиции, существующей с 1990-х годов, давно очевидна для музейных специалистов. Нынешняя реорганизация предполагает ряд изменений, вплоть до новой концепции показа памятников.

Отечественное искусствоведение долгое время ограничивалось интересом к древностям XI–XVII столетий, не придавая особого значения более позднему периоду. Новая концепция расширяет хронологические рамки экспозиции, включая иконы начала XX века, выполненные в стилистике модерна. «Музей не может оставаться неизменным. Формирование коллекций, их изучение и репрезентация должны отвечать запросам времени, — убежден директор музея Михаил Миндлин. — Если посетитель видит, что экспозиция осталась такой же, как пару лет назад, вряд ли он захочет вернуться в музей еще через год».

Как расширить экспозицию, оставаясь в пределах прежней площади и подчиняясь невозможности что-либо изменять в ансамбле Спасо-Андроникова монастыря? Для решения задачи музей обратился к «Обледенению архитекторов» — известной московской группе архитекторов. Предложенный ими проект позволяет освоить даже небольшие не занятые раньше площади.

Прежнее плотное размещение икон повторяло композицию храмового интерьера, однако зачастую близкое соседство произведений различных стилей и школ затрудняло их восприятие. Что органично в храме, не всегда уместно в музее: каждый из памятников здесь требует самоценной подачи. Планируемая экспозиция иконописи будет сопровождаться показом редких образцов ювелирного искусства, церковного шитья, рукописной и старопечатной книги. Добавятся коллекции металлопластики, деревянной скульптуры, архитектурных деталей храмов, лицевого шитья.

Концепция предполагает ротацию экспонатов: они будут сменять друг друга, позволяя полнее продемонстрировать богатство собрания. Появится и пространство для «выставок одного шедевра», где, помимо собственных уникумов, могут быть показаны экспонаты из собраний музеев-парт­неров и частных коллекционеров. 

У каждого музея есть своя «Мона Лиза» — главный символ собрания. В данном случае это «Спас из Гавшинки», ярославская икона XIII века. По традиции она открывала экспозицию как древнейшая в музейной коллекции. Особую роль ей отводят и создатели новой экспозиции, которую можно будет увидеть уже в декабре. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+