18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Энгелина Смирнова: «Икона — не только молельный образ»

№67
Материал из газеты

Древнерусское искусство в последнее время становится темой публичного обсуждения только в катастрофических или сенсационных случаях. Энгелина Смирнова, уважаемый ученый и университетский преподаватель, дает этой ситуации компетентный комментарий

Энгелина Сергеевна, только кажется, что интерес к древнерусскому искусству сегодня угас, в отличие от советского времени, когда он был прямо массовым?

Совершенно верно. Но интерес шел волнами, и я не могу сказать, будут ли эти волны ритмически продолжаться или спад надолго застынет. Как вы знаете, в начале ХХ века был фантастический интерес к русской иконе. Он был связан с коллекционерами, в основном старообрядцами. Иконы начали расчищать и открыли их как произведения живописи. Потом была революция и страшные 1930-е годы. А затем, после войны, пришла новая волна — патриотическая, но в рамках коммунистической идеологии, ведь многие памятники были разрушены. В 1947 году вышла книга Виктора Никитича Лазарева о новгородской иконе, появились книжки Михаила Алпатова. Потом опять духота — хрущевская борьба с религией. Но, что интересно, в это время, в 1958 году, вышла книга Владимира Солоухина «Владимирские проселки». Она отразила новый интерес к древнерусскому искусству, произвела просто взрыв в сознании, и появилась настоящая страсть к узнаванию своих корней, страны, духа русской истории, религии.

Справка

Досье

Энгелина Сергеевна Смирнова
Историк древнерусского искусства, доктор искусствоведения, профессор Московского государственного университета им. Ломоносова

В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию «Живопись Обонежья XIV–XVI веков». В 1979 году получила ученую степень доктора искусствоведения за работу «Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века». Автор десятка монографий о древнерусской живописи.

Еще…

И эта страсть овладела интеллигентными массами.

Когда я первый раз была в Кирилло-Белозерском монастыре, там была глушь — никого, а в начале 1960-х там появилось множество народа. Снимали комнаты в деревнях, ходили в Ферапонтово. Люди чувствовали себя причастными к истинной, народной культуре, противопоставляли ее коммунистической. Начались научные экспедиции, прежде всего Русского музея, потом Третьяковки и открытого в 1962 году Музея Рублева. Но что это были за экспедиции? Один, два, три человека, передвигались пешком. Я тогда работала в Русском музее и ездила в Карелию. Дорог не было, сплошные болота. Мы делали обмеры, фотографировали, изымали то, что можно было спасти. Потом эту работу делал Петрозаводский художественный музей, в нем собрана прекрасная коллекция, которая, кстати, до сих пор не опубликована. Тогда же появились частные собиратели, старавшиеся увести из-под носа музея и государства лучшие вещи. И так продолжалось до начала 1990-х. Но сейчас я не могу понять, что происходит.

А что происходит?

Я преподаю в МГУ. И раньше было столько дипломников, выпускников, аспирантов, изучавших древнерусское искусство, а сейчас все хотят заниматься зарубежным. Чтобы уехать, наверное. А древнерусское — «да, интересно, но не совсем для нас». Я честно вам скажу, что здесь сыграла роль чрезмерная активность Русской православной церкви.

Вы резко выступали против разовых передач «Троицы» Рублева для богослужений.

«Троица» — для всех!

Как и в храме.

Нет, не совсем. Мало того что в храме ее трудно сохранить, выдержать нужный климат и освещение — в храме она существует для моления. Но икона — не только молельный образ, ее мировоззренческое значение намного шире. И вы знаете, какие две трагедии произошли в последнее время?

Сгорела церковь в Кондопоге.

Поскольку я занималась Севером — Карелией, Архангельском, Вологдой — и перевидала много деревянных церквей, то могу вам совершенно безапелляционно сказать, что это была самая красивая деревянная церковь. Не в Кижах — та искусная, конечно, пышная. Но Успенская церковь в Кондопоге для деревянного зодчества, как церковь Покрова на Нерли для каменного, — главный храм. Такой красивый по пропорциям, по силуэту шатер! А какой пейзаж! И вторая драма — это передача церкви Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Ну нельзя служить в Ферапонтове в соборе! Ни одной свечечки зажигать нельзя! Там если дождик идет, то музей закрывают, влажность для фресок Дионисия опасна.

А как вы относитесь к идее воссоздания церкви в Кондопоге? 

Если есть обмеры — а они есть, — то восстановить надо. Денег много потребуется, но что делать?!

А как вам сенсационное заявление Третьяковки, что по результатам последнего технологического исследования Звенигородского чина авторство Андрея Рублева поставлено под сомнение?

Я знаю ситуацию. Возможно, не надо было делать объявление так без­апелляционно. Никто точно не знает. Есть такое мнение, что между Звенигородским чином и созданием «Троицы» прошло лет 20–30 и что, если писал их один художник, за это время он мог изменить свои живописные приемы. Поэтому считать этот факт доказанным не стоит. Имя Андрея Рублева стало у нас символом определенного художественного направления, но и я не поклянусь, что один и тот же художник написал все, что ему приписано. Доказательств, что это был один художник, нет, как нет и доказательств, что это были разные художники. Однако не бывает, чтобы в стране работал единственный абсолютно прекрасный иконописец и у него не было бы ни соратников, ни единомышленников. Перед тем, как делать такие далеко идущие выводы, нужно очень хорошо подумать, еще раз исследовать. А у нас любят культ личности в истории искусства. У того же Феофана Грека были и ученики, и последователи! Есть еще проблема сохранности, и мне кажется, что в «Троице» больше переделок, чем сейчас считается. Прекрасны оба ансамбля: и Звенигородский чин, и «Троица» — наша гордость. Когда я прихожу в Третьяковскую галерею, то каждый раз чувствую, насколько эти памятники изумительны, от соседних их отделяет пропасть.

Новые технологии меняют профессию историка искусства, где многое держалось на интуиции, на «глазе», а сегодня царствует оборудование.

Конечно, реставраторы и современная техника дают возможность точнее сказать: вот это позднее письмо, это поновление. Но в отношении давно известных икон особых сдвигов я не замечала. Разве что «Троица» Рублева. Мне всегда казалось, что в ней что-то выправлено, что-то перерисовано, а мне говорят, что нет, там все древнее. Ну и я вынуждена верить. 

А потом появятся новые технические возможности, и будут поставлены под сомнение сегодняшние выводы. 

Но о Рублеве волноваться не стоит. Просто надо иметь в виду, что те ансамбли, в которых он принимал участие, конечно, расписывались не одним художником. Знаете, когда я выхожу на Соборную площадь, то думаю: почему у нас так увлекаются Иваном Грозным? Ведь его дедушка Иван III все здесь построил — и в итальянском стиле, и в русском. Вот кому памятник надо ставить! Я говорю не о самой площади, но в Александровском саду кого только нет. А ведь Владимир Святой — это конкуренция с Киевом.

Мы начали разговор с коллекционеров-старообрядцев. Сейчас в Москве работает частный Музей иконы, основанный Михаилом Абрамовым. Как вы оцениваете этот музей?

Коллекционеры бывают разными. Одни уже составили прекрасные собрания, но они закрытые. А вот частный Музей русской иконы — открытый, для народа. Другого такого я не знаю. Музей не гонится за шедеврами, в нем русская икона представлена в своем среднем варианте. Есть и ценности, и XIV век, но и очень хорошие поздние вещи. Икона представлена как историко-культурное явление, и это очень благородное дело.  

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+