В Риме открылась выставка икон из России

В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием

Вид из палаццо Браски на площадь Навона
Вид из палаццо Браски на площадь Навона

На выставку «Молитва и Милосердие» иконы собраны из коллекций двух московских музеев — государственного Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. На первый взгляд неожиданная, идея отметить таким образом 25-летие восстановления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским орденом родилась у Александра Авдеева, экс-министра культуры РФ, ныне посла России в Ватикане и представителя при Мальтийском ордене. «В духовной жизни христиан — православных и католиков, — сказал он на открытии выставки, — всегда были важны темы социального служения и помощи неимущим. Наиболее ярким олицетворением такого служения в католической церкви является Мальтийский орден, который на протяжении всей своей истории оказывал помощь миллионам людей и по сей день осуществляет гуманитарные проекты на пяти континентах».

«Богоматерь „Всех скорбящих Радость“». 1692. Поволжье. Музей имени Андрея Рублева
«Богоматерь „Всех скорбящих Радость“». 1692. Поволжье. Музей имени Андрея Рублева

Идею подхватили сами мальтийские рыцари. «Мальтийский орден просил привезти для выставки то, что ни разу еще не привозилось в Рим и что будет гипнотизировать мистическим воздействием равно верующих и неверующих», — рассказал посол мальтийцев в Москве Джанфранко Факко Бонетти.

Проект поддержали экс-посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, также связанный с орденом, и российский бизнесмен и меценат Михаил Абрамов. Частный Музей русской иконы, основанный им в Москве в 2006 году, неоднократно предоставлял экспонаты Государственной Третьяковской галерее и Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина и устраивал крупные международные проекты: показал русскую икону XV–XX веков в замке Святого Ангела в Риме в 2011 году, выставки в Праге и Братиславе.

«Преподобный Нифонт Кипрский и праведный Артемий Веркольский». Конец XVII в. Прикамье. Музей русской иконы
«Преподобный Нифонт Кипрский и праведный Артемий Веркольский». Конец XVII в. Прикамье. Музей русской иконы

Желание продемонстрировать общность жизненных идеалов христиан Запада и Востока, акцентируя важность концепции любви к ближнему и милосердия, на материале русских икон настолько увлекло современных рыцарей Святого Иоанна, Родоса и Мальты, что они предложили для выставки капеллу Святого Иоанна в святая святых — Доме рыцарей Родоса (раннее название Мальтийского ордена), постройке XII века, одной стороной выходящей на форум Траяна, а другой — на форум Августа. Организационные проблемы помешали этому, что для публики к счастью: доступ зрителей в капеллу был бы ограничен. В итоге выставку устроили в Музее Рима в палаццо Браски на знаменитой площади Навона с фонтаном Четырех рек Лоренцо Бернини, воплощением римского барокко XVII века. Что символично, ведь для экспозиции избраны русские иконы конца XVII — XVIII столетия, когда барокко и стиль «латинского письма» докатились до России.

«Преображение». 1680-е. Москва, Оружейная палата. Музей русской иконы
«Преображение». 1680-е. Москва, Оружейная палата. Музей русской иконы

Куратор выставки Лилия Евсеева, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева, выбрала иконы того временного промежутка, когда с 1698 года по желанию Петра I началось тесное общение России с Мальтийским орденом, а в 1798-м Наполеон захватил Мальту и Великим магистром ордена стал русский император Павел I. «Это выставка культурологическая, — рассказала Лилия Евсеева, — и посвящена она тому периоду, когда русские открыли для себя западное искусство и позволили себе им восхититься, и в иконопись проникли сладостные эмоции и человечность».

«Святая Троица» («Гостеприимство Авраама»). Третья четверть XVIII в. Великий Устюг (?). Музей имени Андрея Рублева
«Святая Троица» («Гостеприимство Авраама»). Третья четверть XVIII в. Великий Устюг (?). Музей имени Андрея Рублева

Иконы, собранные из коллекций двух музеев, намеренно разнообразны: тут видна и наивность провинциального художественного языка, и барочная вычурность столичных образов. Интересно, что изображения Христа, как правило, сохраняют традиционную иконографию и стилистику (как на иконе «Христос Вседержитель на престоле», где веяния нового времени заметны только в светотеневой моделировке лица, рук и стоп, а также пышности складок одеяния). Иконы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью; с Запада в ту пору заимствуют новый тип, Мизерикордия, превратившийся в православную «Всех скорбящих Радость». Иногда европейские заимствования и влияния очевидны. Например, композиция иконы из Устюга «Троица» («Гостеприимство Авраама») напрямую заимствована из Библии Пискатора, иллюстрации к которой использовали как образцы по всему миру. А иногда источники едва уловимы, оставаясь на грани эмоций, более индивидуальных и тонких, чем прежде, как на иконе «Богоявление» из Пскова, где Иоанн Предтеча нежно возлагает руку на голову Христа, а ангелы рядом замерли в благоговении.

«Богоявление». Последняя треть XVII в. Псков. Музей русской иконы
«Богоявление». Последняя треть XVII в. Псков. Музей русской иконы

«Это срез конкретной эпохи, того столетия новой русской иконописи, когда она перестала походить на икону византийского времени и обрела новые художественные особенности, — рассказала Энгелина Смирнова, профессор, доктор искусствоведения, присутствовавшая на открытии выставки, — и такая выставка заслуживает похвалы».

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
В Эрмитаже и Пушкинском открылись финальные выставки грандиозного тура, посвященного импрессионистам и постимпрессионистам из дореволюционных коллекций Щукина и Морозова
27.06.2022
Как у Щукина и Морозова оказались шедевры, выставки которых проходят сейчас в Петербурге и Москве
7
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+