18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Бакста из гастрольного сундука Михаила Фокина показывают в Италии

В венецианском палаццо Чини прослежена карьера Льва Бакста как театрального дизайнера, от первых постановок в Эрмитажном театре до триумфальных дягилевских «Русских сезонов» в Париже

Выставка «Лев Бакст. Символ „Русского балета“», организованная и профинансированная Министерством культуры РФ в рамках Года России в Италии, стала результатом сотрудничества Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства, откуда приехала большая часть предметов, Института театра и оперы итальянского Фонда Чини и Центра изучения культуры России при венецианском Университете Ка’Фоскари. Большинство экспонатов происходит из личной коллекции знаменитого хореографа Михаила Фокина, поставившего самые известные дягилевские балеты. 

Фонд Чини, базирующийся в бывшем бенедиктинском монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, знаменит своими исследованиями в области истории искусства и выставками (сейчас, например, там гостит павильон Ватикана с современными часовнями, созданными для международной Архитектурной биеннале). Однако в нем есть и специальный департамент, посвященный театру и опере. По предварительной договоренности можно посетить зал Элеоноры Дузе — самый большой в мире архив, связанный с деятельностью великой итальянской актрисы. В коллекции фонда находится и уступающее только Библиотеке Конгресса США собрание театральных либретто и программок — некоторые из них, происходящие из коллекции хореографа Ауреля Милоша, представлены на выставке Льва Бакста.

В 2014 году фонд открыл для посещения палаццо, в котором жил его основатель Витторио Чини (1885–1977), вместе с его коллекцией работ ренессансных художников феррарской школы и ранним панно Сандро Боттичелли. В палаццо Чини, расположенном по соседству с Коллекцией Пегги Гуггенхайм в районе Дорсодуро, проходят и выставки.

Выставка Льва Бакста занимает несколько залов и при всей своей компактности радует продуманностью. Кураторы — директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи и директор Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства Наталья Метелица — сосредоточились на основных этапах театральной карьеры Бакста, хотя в экспозиции можно встретить и, например, его агитационный плакат, созданный для Красного Креста во время Первой мировой войны. Большим подспорьем для итальянского зрителя должен служить фильм о жизни художника. В первом зале эффектно высвечены два манекена в костюмах — Тесея из «Ипполита» 1902 года и Воина из «Эдипа в Колоне» 1904 года. В главном зале в центре также два оригинальных костюма, один из них — настоящий раритет. В этом костюме Амуна в ставшем легендой дягилевской антрепризы балете «Клеопатра» (1908) вместе с Идой Рубинштейн танцевал сам Михаил Фокин. Известно, что он попросил художника сделать египетскую набедренную повязку асимметричной, чтобы рисунок танца, имитирующего древнеегипетские барельефы, был более выразительным. Всего в экспозиции шесть оригинальных костюмов, почти 40 эскизов костюмов к таким спектаклям, как «Сердце маркизы», «Видение розы», «Фея кукол», «Карнавал», «Клеопатра», «Нарцисс», «Голубой бог», «Дафнис и Хлоя», «Манон Леско», более 50 оригинальных фотографий и множество документов, а также редкий макет декорации к «Ипполиту». 

Хранитель театрально-декорационного искусства в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства Елена Федосова рассказала нашей газете о происхождении экспонатов, большинство из которых сохранились благодаря хореографу Михаилу Фокину (1880–1942), буквально подбиравшему за своим коллегой то, что могло исчезнуть навсегда, как, например, ставшие впоследствии такими знаменитыми эскизы костюмов к «Нарциссу». 

«Основа нашего собрания произведений Льва Бакста — это коллекция Михаила Фокина, которая не была им вывезена за рубеж. Нам ее передала его жена Вера Фокина, плюс тут есть один костюм, который сын Фокина Виталий подарил музею вместе с гастрольным сундуком отца, с его личными костюмами, в том числе костюм Амуна. Это не массовка, это персональный костюм. Остальные костюмы — это гардероб Императорских театров, который тоже попал к нам. Тут также представлены вещи из собрания Никиты Лобанова-Ростовского, которое было передано нашему музею. Это действительно первая такая полная выставка Бакста в Италии. Тут только нет костюмов к «Спящей красавице», так как мы сейчас в Санкт-Петербурге открываем выставку к юбилею Мариуса Петипа и они нам были нужны там».

Для итальянской стороны важно было представить и сотрудничество Льва Бакста с Габриеле д’Аннунцио — эскизы к скандальной мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где заглавную роль исполнила Ида Рубинштейн. Поскольку выставка сосредоточена на театральных работах Бакста, тут нет других его легендарных работ, связанных с Венецией, а именно костюмов, созданных для эксцентричной маркизы Казати, дружившей и с д’Аннунцио, и с многими художниками. По ее заказу Лев Бакст создал костюмы для бала в духе картин Пьетро Лонги, а бал проходил прямо на площади Сан-Марко.

Влияние дизайнерских решений Бакста на мировую моду может стать темой отдельной выставки, однако Елена Федосова считает, что и в нынешней экспозиции достаточно сенсационных деталей. Например, фото. «Дягилев всегда нуждался в деньгах, сделать фото артистов в костюмах было достаточно дорого в Париже, поэтому рекламные съемки для сезонов во Франции были сделаны дома, в Петербурге, из экономии», — рассказывает она. 

Возможно, не все любители творчества Бакста знают и о вот такой детали: он тиражировал свои работы, снискавшие успех, для продажи. Так, существует много авторских копий завораживающих эскизов к балету «Нарцисс» (1911) Николая Черепнина, где солировали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Чувственные образы античных нимф и фавнов появились в творчестве Бакста после поездки с Валентином Серовым в Грецию. Эти работы, появляющиеся на аукционах, подписаны художником. Но те, что мы видим на выставке, не подписаны. Между тем именно они являются собственно первыми и главными. «Эти эскизы не подписаны, но у них безупречное происхождение, так как они из коллекции Фокина. Шили же все тоже в России. Рисунки сдавались в ателье, фактически на уничтожение. Но их забрал Фокин. То есть они первоначальные, по ним потом проводил экспертизу знаток русского авангарда Джон Боулт, и доказано, что это самые свежие эскизы, потом Бакст уже повторял их на продажу», — говорит Елена Федосова.

Директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи счастлива удачному сотрудничеству. Она рассказала, что фонду было бы интересно сделать выставки и о других героях русского искусства. «Нам очень интересна Наталия Гончарова, потому что она работала для театра и потому что она женщина. Мы также были бы заинтересованы в выставке, посвященной Александре Экстер — ее конструктивистским решениям для театра». 

Следующим громким событием в программе Года России в Италии обещает стать выставка о духовности в русском искусстве в Музеях Ватикана в ноябре, для которой куратор Аркадий Ипполитов отобрал работы из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Палаццо Чини, Венеция
Лев Бакст. Символ „Русского балета"
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+