18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Работы Бакста из гастрольного сундука Михаила Фокина показывают в Италии

В венецианском палаццо Чини прослежена карьера Льва Бакста как театрального дизайнера, от первых постановок в Эрмитажном театре до триумфальных дягилевских «Русских сезонов» в Париже

Выставка «Лев Бакст. Символ „Русского балета“», организованная и профинансированная Министерством культуры РФ в рамках Года России в Италии, стала результатом сотрудничества Санкт-Петербургского государственного музея музыкального и театрального искусства, откуда приехала большая часть предметов, Института театра и оперы итальянского Фонда Чини и Центра изучения культуры России при венецианском Университете Ка’Фоскари. Большинство экспонатов происходит из личной коллекции знаменитого хореографа Михаила Фокина, поставившего самые известные дягилевские балеты. 

Фонд Чини, базирующийся в бывшем бенедиктинском монастыре на острове Сан-Джорджо-Маджоре, знаменит своими исследованиями в области истории искусства и выставками (сейчас, например, там гостит павильон Ватикана с современными часовнями, созданными для международной Архитектурной биеннале). Однако в нем есть и специальный департамент, посвященный театру и опере. По предварительной договоренности можно посетить зал Элеоноры Дузе — самый большой в мире архив, связанный с деятельностью великой итальянской актрисы. В коллекции фонда находится и уступающее только Библиотеке Конгресса США собрание театральных либретто и программок — некоторые из них, происходящие из коллекции хореографа Ауреля Милоша, представлены на выставке Льва Бакста.

В 2014 году фонд открыл для посещения палаццо, в котором жил его основатель Витторио Чини (1885–1977), вместе с его коллекцией работ ренессансных художников феррарской школы и ранним панно Сандро Боттичелли. В палаццо Чини, расположенном по соседству с Коллекцией Пегги Гуггенхайм в районе Дорсодуро, проходят и выставки.

Выставка Льва Бакста занимает несколько залов и при всей своей компактности радует продуманностью. Кураторы — директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи и директор Санкт-Петербургского музея музыкального и театрального искусства Наталья Метелица — сосредоточились на основных этапах театральной карьеры Бакста, хотя в экспозиции можно встретить и, например, его агитационный плакат, созданный для Красного Креста во время Первой мировой войны. Большим подспорьем для итальянского зрителя должен служить фильм о жизни художника. В первом зале эффектно высвечены два манекена в костюмах — Тесея из «Ипполита» 1902 года и Воина из «Эдипа в Колоне» 1904 года. В главном зале в центре также два оригинальных костюма, один из них — настоящий раритет. В этом костюме Амуна в ставшем легендой дягилевской антрепризы балете «Клеопатра» (1908) вместе с Идой Рубинштейн танцевал сам Михаил Фокин. Известно, что он попросил художника сделать египетскую набедренную повязку асимметричной, чтобы рисунок танца, имитирующего древнеегипетские барельефы, был более выразительным. Всего в экспозиции шесть оригинальных костюмов, почти 40 эскизов костюмов к таким спектаклям, как «Сердце маркизы», «Видение розы», «Фея кукол», «Карнавал», «Клеопатра», «Нарцисс», «Голубой бог», «Дафнис и Хлоя», «Манон Леско», более 50 оригинальных фотографий и множество документов, а также редкий макет декорации к «Ипполиту». 

Хранитель театрально-декорационного искусства в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства Елена Федосова рассказала нашей газете о происхождении экспонатов, большинство из которых сохранились благодаря хореографу Михаилу Фокину (1880–1942), буквально подбиравшему за своим коллегой то, что могло исчезнуть навсегда, как, например, ставшие впоследствии такими знаменитыми эскизы костюмов к «Нарциссу». 

«Основа нашего собрания произведений Льва Бакста — это коллекция Михаила Фокина, которая не была им вывезена за рубеж. Нам ее передала его жена Вера Фокина, плюс тут есть один костюм, который сын Фокина Виталий подарил музею вместе с гастрольным сундуком отца, с его личными костюмами, в том числе костюм Амуна. Это не массовка, это персональный костюм. Остальные костюмы — это гардероб Императорских театров, который тоже попал к нам. Тут также представлены вещи из собрания Никиты Лобанова-Ростовского, которое было передано нашему музею. Это действительно первая такая полная выставка Бакста в Италии. Тут только нет костюмов к «Спящей красавице», так как мы сейчас в Санкт-Петербурге открываем выставку к юбилею Мариуса Петипа и они нам были нужны там».

Для итальянской стороны важно было представить и сотрудничество Льва Бакста с Габриеле д’Аннунцио — эскизы к скандальной мистерии «Мученичество святого Себастьяна», где заглавную роль исполнила Ида Рубинштейн. Поскольку выставка сосредоточена на театральных работах Бакста, тут нет других его легендарных работ, связанных с Венецией, а именно костюмов, созданных для эксцентричной маркизы Казати, дружившей и с д’Аннунцио, и с многими художниками. По ее заказу Лев Бакст создал костюмы для бала в духе картин Пьетро Лонги, а бал проходил прямо на площади Сан-Марко.

Влияние дизайнерских решений Бакста на мировую моду может стать темой отдельной выставки, однако Елена Федосова считает, что и в нынешней экспозиции достаточно сенсационных деталей. Например, фото. «Дягилев всегда нуждался в деньгах, сделать фото артистов в костюмах было достаточно дорого в Париже, поэтому рекламные съемки для сезонов во Франции были сделаны дома, в Петербурге, из экономии», — рассказывает она. 

Возможно, не все любители творчества Бакста знают и о вот такой детали: он тиражировал свои работы, снискавшие успех, для продажи. Так, существует много авторских копий завораживающих эскизов к балету «Нарцисс» (1911) Николая Черепнина, где солировали Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Чувственные образы античных нимф и фавнов появились в творчестве Бакста после поездки с Валентином Серовым в Грецию. Эти работы, появляющиеся на аукционах, подписаны художником. Но те, что мы видим на выставке, не подписаны. Между тем именно они являются собственно первыми и главными. «Эти эскизы не подписаны, но у них безупречное происхождение, так как они из коллекции Фокина. Шили же все тоже в России. Рисунки сдавались в ателье, фактически на уничтожение. Но их забрал Фокин. То есть они первоначальные, по ним потом проводил экспертизу знаток русского авангарда Джон Боулт, и доказано, что это самые свежие эскизы, потом Бакст уже повторял их на продажу», — говорит Елена Федосова.

Директор Института театра и оперы Фонда Чини Мария-Ида Биджи счастлива удачному сотрудничеству. Она рассказала, что фонду было бы интересно сделать выставки и о других героях русского искусства. «Нам очень интересна Наталия Гончарова, потому что она работала для театра и потому что она женщина. Мы также были бы заинтересованы в выставке, посвященной Александре Экстер — ее конструктивистским решениям для театра». 

Следующим громким событием в программе Года России в Италии обещает стать выставка о духовности в русском искусстве в Музеях Ватикана в ноябре, для которой куратор Аркадий Ипполитов отобрал работы из коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Палаццо Чини, Венеция
Лев Бакст. Символ „Русского балета"
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+