Очередь на Бакста

Фото: Павел Герасименко
Фото: Павел Герасименко
Leon Bakst. La Nymphe de Diane. 1901. Costume design for Clement Leo Delibes`s ballet Sylvia Mariinsky Theatre. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Автопортрет. 1893. Картон, масло. 34 х 21. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Античное видение. 1906. Эскиз фронтисписа к произведению А.А. Кондратьева Сатиресса.  (с) Государственный Русский музей
Бакст. Портрет Е.И. Набоковой. 1910. Бумага на картоне, итальянский и цветные карандаши. 58.5 х 42.7. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Портрет М.Н.Гриценко в детстве. 1905. Х., пастель. 141.5 Х 106. (с) Государственный Русский музей
Л.С. Бакст. Портрет А.Н. Бенуа. 1898. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Древний ужас. 1908. Холст, масло. 250х270. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. Холст, масло.161х116. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Ужин.1902.Холст, масло. 150х100. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Элизиум. 1906. Занавес для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Холст, темпера 678х1155. (с) Государственный Русский музей
Leon Bakst. La Nymphe de Diane. 1901. Costume design for Clement Leo Delibes`s ballet Sylvia Mariinsky Theatre. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Автопортрет. 1893. Картон, масло. 34 х 21. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Античное видение. 1906. Эскиз фронтисписа к произведению А.А. Кондратьева Сатиресса. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Портрет Е.И. Набоковой. 1910. Бумага на картоне, итальянский и цветные карандаши. 58.5 х 42.7. (с) Государственный Русский музей
Бакст. Портрет М.Н.Гриценко в детстве. 1905. Х., пастель. 141.5 Х 106. (с) Государственный Русский музей
Л.С. Бакст. Портрет А.Н. Бенуа. 1898. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Древний ужас. 1908. Холст, масло. 250х270. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Портрет С.П.Дягилева с няней. 1906. Холст, масло.161х116. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Ужин.1902.Холст, масло. 150х100. (с) Государственный Русский музей
Л.С.Бакст. Элизиум. 1906. Занавес для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской в Санкт-Петербурге. Холст, темпера 678х1155. (с) Государственный Русский музей

После феноменального успеха двух московских выставок подряд — Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее и выставки русского театрально-декорационного искусства «Прорыв» в Театральном музее имени А.А.Бахрушина — открывшаяся 24 февраля в Государственном Русском музее выставка Льва Бакста по всем признакам должна вызвать такой же интерес публики, ведь это автор того же художественного круга и схожего направления. Пока не ясно, побьет ли проект Русского музея рекорды посещаемости, но на вернисаже было как в час пик. По узнаваемости образов Бакст не особенно уступает тому же Серову: в сознании зрителя «Ужин» или «Портрет Дягилева с няней» прочно ассоциируются с Серебряным веком.

Эта экспозиция не претендует на статус ретроспективы, поскольку известны далеко не все работы, сделанные художником после отъезда в 1913 году в Европу и Америку (о чем в каталоге выставки пишет ее куратор Владимир Круглов). Однако к 150-летию со дня рождения Льва Бакста собрано около 160 произведений из отечественных государственных и частных собраний, включая такие нехарактерные вещи, как написанное по заказу Военно-морского министерства и хранящееся в Центральном военно-морском музее в Петербурге большое многофигурное полотно «Встреча адмирала Ф.К.Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (1900).

Художественное наследие Бакста выглядит достаточно скромным по объему и поделено на четыре зала. Открывает выставку одна из самых известных и внушительных станковых работ художника — написанный в 1907 году «Древний ужас», а завершает огромный расписной занавес «Элизиум» для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской 1906 года. Также среди представленного в Корпусе Бенуа — реконструкции театральных костюмов по эскизам Бакста.

Работая за рубежом над постановками «Русских сезонов» Лев Бакст, которому в 1912 году как еврею было отказано в праве проживать в Петербурге, оказывается одним из самых востребованных художников российского происхождения — в Европе и особенно в Америке с 1913 года и до самой смерти в 1924-м ежегодно проходит по несколько его выставок. Целый зал в Русском музее посвящен поздним работам Бакста в области дизайна тканей; интереснейшие эскизы орнаментов и образцы тканей из собрания московской галереи «Наши художники», сделанные в 1920-е годы, показывают его как художника складывающегося ар-деко.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+