18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очередь на Бакста

После феноменального успеха двух московских выставок подряд — Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее и выставки русского театрально-декорационного искусства «Прорыв» в Театральном музее имени А.А.Бахрушина — открывшаяся 24 февраля в Государственном Русском музее выставка Льва Бакста по всем признакам должна вызвать такой же интерес публики, ведь это автор того же художественного круга и схожего направления. Пока не ясно, побьет ли проект Русского музея рекорды посещаемости, но на вернисаже было как в час пик. По узнаваемости образов Бакст не особенно уступает тому же Серову: в сознании зрителя «Ужин» или «Портрет Дягилева с няней» прочно ассоциируются с Серебряным веком.

Эта экспозиция не претендует на статус ретроспективы, поскольку известны далеко не все работы, сделанные художником после отъезда в 1913 году в Европу и Америку (о чем в каталоге выставки пишет ее куратор Владимир Круглов). Однако к 150-летию со дня рождения Льва Бакста собрано около 160 произведений из отечественных государственных и частных собраний, включая такие нехарактерные вещи, как написанное по заказу Военно-морского министерства и хранящееся в Центральном военно-морском музее в Петербурге большое многофигурное полотно «Встреча адмирала Ф.К.Авелана в Париже 5 октября 1893 года» (1900).

Художественное наследие Бакста выглядит достаточно скромным по объему и поделено на четыре зала. Открывает выставку одна из самых известных и внушительных станковых работ художника — написанный в 1907 году «Древний ужас», а завершает огромный расписной занавес «Элизиум» для Драматического театра В.Ф.Комиссаржевской 1906 года. Также среди представленного в Корпусе Бенуа — реконструкции театральных костюмов по эскизам Бакста.

Работая за рубежом над постановками «Русских сезонов» Лев Бакст, которому в 1912 году как еврею было отказано в праве проживать в Петербурге, оказывается одним из самых востребованных художников российского происхождения — в Европе и особенно в Америке с 1913 года и до самой смерти в 1924-м ежегодно проходит по несколько его выставок. Целый зал в Русском музее посвящен поздним работам Бакста в области дизайна тканей; интереснейшие эскизы орнаментов и образцы тканей из собрания московской галереи «Наши художники», сделанные в 1920-е годы, показывают его как художника складывающегося ар-деко.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+