18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковка узнала, что движет посетителями

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

Социологические исследования в музеях не только удовлетворяют любопытство насчет состава аудитории, но и помогают выстраивать стратегии публичных событий

На глазок в музейном зале не всегда возможно отличить «хранителя традиций» от «познающего». Фото: Государственная Третьяковская галерея
На глазок в музейном зале не всегда возможно отличить «хранителя традиций» от «познающего».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

На какие типажи делятся посетители музеев, выяснила Государственная Третьяковская галерея в новом исследовании аудитории, проведенном вместе с несколькими московскими музеями и компанией BCG, которая помогает ей в разработке маркетинговой концепции. Как рассказали TANR в пресс-службе музея, до этого контингент музейных посетителей был в целом изучен, но, на какие группы он делится, оставалось неизвестным. Без этих сведений было затруднительно понять, в какой форме и с какими акцентами лучше транслировать разным людям информацию о новых проектах ГТГ. 

Посетителей опрашивали волонтеры в здании в Лаврушинском переулке, в Новой Третьяковке, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Еврейском музее и центре толерантности. Как выяснилось, чаще всего в музеях можно встретить русскоговорящих туристов — их доля от общего числа составляет 28%. Такие зрители выбирают наиболее престижные и известные музеи, посещение которых обычно входит в туристические программы. Сразу за туристами по численности следуют «познающие», которых среди гостей музеев оказалось 16%. Эти люди приходят в музей, как правило, по совету друзей или за компанию, чтобы узнать что-то новое, они внимательно читают таблички и пользуются аудиогидами. Третьей по численности оказалась категория «хранители традиций» — их среди музейных посетителей 12%. Этой группе, в основном состоящей из людей старше 55 лет, важнее всего передача культурных ценностей младшим поколениям.

Выставка «Картины русской истории». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Картины русской истории».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

По 10% приходится на «семейных посетителей» и «модников». Как понятно из названия группы, «семейные» ходят в музей с детьми. Их интересуют не только художественные, но и естественнонаучные музеи; важным критерием выбора становится комфорт: наличие кафе, магазина и другие сервисы. «Модники» в музее охотятся не столько за интересными экспонатами, сколько за возможностью «других посмотреть и себя показать», а также за новыми впечатлениями. Они, как правило, приходят на широко разрекламированные выставки и не любят быть одни, что роднит «модников» с еще одним сегментом музейной публики — «социализаторами», на которых приходится 8%. Для последних культурный поход — это повод встретиться с друзьями: они любят обсуждать увиденное и после просмотра выставок продолжают общение в кафе. Еще 8% от аудитории составили «беглецы от реальности» — полная противоположность «социализаторам». Они приходят в музей в одиночестве, чтобы сосредоточиться на собственных ощущениях, и выбирают конкретные, интересующие их события.

Одной из самых малочисленных групп (4%) оказались ВИП-гости, предпочитающие знакомиться с прекрасным на закрытых вечеринках и готовые платить за индивидуальный подход и приглашения на эксклюзивные события. Профессиональное сообщество набрало оставшиеся 4% — специалисты чаще других бывают в музеях, где ищут в основном нужные по учебе и работе материалы. Это и самый молодой сегмент аудитории: 62% профессионалов сферы искусства еще не исполнилось 25 лет.

Сегментация посетителей уже используется в разработке маркетинговых стратегий выставок. «Если раньше на вопрос: „Кто пойдет на Верещагина?“ — мы бы ответили: „Все пойдут!“ — рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковки Алена Агапиева, — то теперь мы знаем, что концепция выставки и сам художник, скорее, будут интересны „хранителям традиций“, потому что им важна передача культурной идентичности, и „семейным“, потому что Верещагин всем известен с детства. А выставка Михаила Ларионова, которую мы готовим осенью, скорее всего, заинтересует „познающих“ и „модников“».  

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+