И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Уже в шестой раз мы представляем вашему вниманию ежегодный рейтинг самых громких выставок и самых посещаемых музеев России

Очередь в Русский музей. Фото: Государственный Русский музей
Очередь в Русский музей.
Фото: Государственный Русский музей

О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.

Паоло Веронезе (1528–1588). «Снятие с креста». Около 1547. Городской музей Кастельвеккьо. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Паоло Веронезе (1528–1588). «Снятие с креста». Около 1547. Городской музей Кастельвеккьо.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.

Надежда Удальцова. «Натюрморт». 1916. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Надежда Удальцова. «Натюрморт». 1916. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).

Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917.  Выставка в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917.  Выставка в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.

Ирина Корина. «Хвост виляет кометой». 2017. Инсталляция в Музее современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народицкий / Музей современного искусства «Гараж»
Ирина Корина. «Хвост виляет кометой». 2017. Инсталляция в Музее современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народицкий / Музей современного искусства «Гараж»

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.
Иван Айвазовский. «Бурное море». 1868. Фрагмент. Третьяковская галерея. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский. «Бурное море». 1868. Фрагмент. Третьяковская галерея.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-30

В рейтинг не включены выставки, которые продолжились в 2018 году.
* Звездочкой отмечены выставки, входящие в категорию «Общий билет» (включающий посещение выставки и основной экспозиции), а также выставки, вход на которые был свободным.
** Часть выставки была доступна в публичном пространстве музея, билет для которого не требуется.
*** Выставка проходила в музее-заповеднике «Коломенское».

Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1910. Полированная бронза. Выставка в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Centre Pompidou / Adag
Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1910. Полированная бронза. Выставка в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Centre Pompidou / Adag

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+