И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России

№63, май 2018
№63
Материал из газеты

Уже в шестой раз мы представляем вашему вниманию ежегодный рейтинг самых громких выставок и самых посещаемых музеев России

Очередь в Русский музей. Фото: Государственный Русский музей
Очередь в Русский музей.
Фото: Государственный Русский музей

О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.

Паоло Веронезе (1528–1588). «Снятие с креста». Около 1547. Городской музей Кастельвеккьо. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Паоло Веронезе (1528–1588). «Снятие с креста». Около 1547. Городской музей Кастельвеккьо.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.

Надежда Удальцова. «Натюрморт». 1916. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Надежда Удальцова. «Натюрморт». 1916. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев».
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).

Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917.  Выставка в Третьяковской галерее. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Зинаида Серебрякова. «Беление холста». 1917.  Выставка в Третьяковской галерее.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.

Ирина Корина. «Хвост виляет кометой». 2017. Инсталляция в Музее современного искусства «Гараж». Фото: Алексей Народицкий / Музей современного искусства «Гараж»
Ирина Корина. «Хвост виляет кометой». 2017. Инсталляция в Музее современного искусства «Гараж».
Фото: Алексей Народицкий / Музей современного искусства «Гараж»

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.
Иван Айвазовский. «Бурное море». 1868. Фрагмент. Третьяковская галерея. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Иван Айвазовский. «Бурное море». 1868. Фрагмент. Третьяковская галерея.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-30

В рейтинг не включены выставки, которые продолжились в 2018 году.
* Звездочкой отмечены выставки, входящие в категорию «Общий билет» (включающий посещение выставки и основной экспозиции), а также выставки, вход на которые был свободным.
** Часть выставки была доступна в публичном пространстве музея, билет для которого не требуется.
*** Выставка проходила в музее-заповеднике «Коломенское».

Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1910. Полированная бронза. Выставка в Мультимедиа Арт Музее. Фото: Centre Pompidou / Adag
Константин Бранкузи. «Спящая муза». 1910. Полированная бронза. Выставка в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Centre Pompidou / Adag

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Самое читаемое:
1
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
Представляем новый рейтинг наших современников, высоко котирующихся на рынке
19.10.2021
Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
4
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
Правило трех “D” — death, divorce, debt (смерть, развод, долги) — хорошо известно и участникам, и аналитикам арт-рынка. Как правило, одно из этих обстоятельств, а иногда и их совокупность заставляют коллекционеров расставаться с шедеврами
21.10.2021
Разводы по-коллекционерски: один из главных двигателей арт-рынка
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
Всего в Санкт-Петербург привезли больше 60 работ художника из собрания фонда «Гала — Сальвадор Дали». Среди них знаменитая «Галарина», которая не покидала стен Театра-музея в Фигерасе с момента смерти Дали
13.10.2021
Музей Фаберже показывает живопись и графику Сальвадора Дали из его личной коллекции
7
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+