18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России

№63
Материал из газеты

Уже в шестой раз мы представляем вашему вниманию ежегодный рейтинг самых громких выставок и самых посещаемых музеев России

О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.

Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.

Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).

Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-30

В рейтинг не включены выставки, которые продолжились в 2018 году.
* Звездочкой отмечены выставки, входящие в категорию «Общий билет» (включающий посещение выставки и основной экспозиции), а также выставки, вход на которые был свободным.
** Часть выставки была доступна в публичном пространстве музея, билет для которого не требуется.
*** Выставка проходила в музее-заповеднике «Коломенское».

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+