18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России

№63
Материал из газеты

Уже в шестой раз мы представляем вашему вниманию ежегодный рейтинг самых громких выставок и самых посещаемых музеев России

О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.

Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.

Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).

Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-30

В рейтинг не включены выставки, которые продолжились в 2018 году.
* Звездочкой отмечены выставки, входящие в категорию «Общий билет» (включающий посещение выставки и основной экспозиции), а также выставки, вход на которые был свободным.
** Часть выставки была доступна в публичном пространстве музея, билет для которого не требуется.
*** Выставка проходила в музее-заповеднике «Коломенское».

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
4
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
5
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
6
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
7
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+