Деревня Марии-Антуанетты восстановлена в садах Версаля

№66, сентябрь 2018
№66
Материал из газеты

После трех лет реставрационных работ и впервые с момента строительства для посетителей открыто приусадебное хозяйство королевы Франции. Особое внимание уделено восстановлению роскошных интерьеров в сельском доме хозяйки

Хозяйственные и садоводческие эксперименты, проводимые в версальской деревне под руководством Марии-Антуанетты, играли немаловажную роль в воспитании королевских детей. Фото: Château de VersaIlles / Thomas Garnier
Хозяйственные и садоводческие эксперименты, проводимые в версальской деревне под руководством Марии-Антуанетты, играли немаловажную роль в воспитании королевских детей.
Фото: Château de VersaIlles / Thomas Garnier

В 1783 году королева Мария-Антуанетта решила расширить северную часть садов Трианона и поручила архитектору Ришару Мику построить деревню у озера — всего в нескольких сотнях метров от Версальского дворца. Двенадцать фермерских построек были вдохновлены архитектурными рисунками Юбера Робера и навеяны модой на идеи философа Жан-Жака Руссо о возвращении к природе.  

Центральная часть деревни включала в себя котельную, будуар и дом королевы — самое внушительное здание, соединенное галереей с бильярдным домом. По соседству располагались мельница, голубятня, сторожка, сарай, жилые помещения для прислуги, башня Мальборо, а также две фермы, огороды и сады.

Деревня быстро стала любимой резиденцией монархини, однако дорогая игрушка радовала ее недолго. Во время революции деревня оказалась брошенной на произвол судьбы. За ремонт в 1810 году взялся Наполеон I. Обновленную деревню император подарил молодой жене (и одновременно племяннице казненной Марии-Антуанетты) Марии-Луизе.

Изначально деревня была построена так, чтобы прослужить всего несколько десятилетий — фермерские постройки стояли прямо на земле, без фундамента. С 2015 по 2018 год дом королевы и котельная пережили самую серьезную реставрацию, были заново восстановлены каменные конструкции, каркасы и кровли. А самой впечатляющей частью работ стало восстановление внутреннего убранства дома. Так как мебель, выбранная Марией-Антуанеттой, была безвозвратно утрачена во время революции, реставраторам пришлось по крупицам собирать и восстанавливать предметы интерьера, заказанные для императрицы Марии-Луизы в 1810 году. Именно они вновь заняли свои места в доме королевы — кстати, специалисты отмечают, что вкусы у двух дам были очень похожи.   

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
4
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
5
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
6
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+