18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как русский царь за Версалем съездил

№53
Материал из газеты

Выставка об историческом визите Петра I во Францию стала поводом для встречи 29 мая российского президента Владимира Путина с новым президентом Франции Эмманюэлем Макроном

Исторический визит Петра I во Францию в 1717 году стал событием не только для России: французам тоже хватило впечатлений от двухмесячного вояжа русского царя. В Трианоне будет представлено более 150 произведений из двух музеев: Версаля и Государственного Эрмитажа. Петр I доехал до Франции со второй попытки. Первую он предпринял в 1697 году. Но тогда стареющий Людовик XIV не очень понимал, как принимать русского царя, поэтому было решено повременить. Приехал Петр в итоге 20 лет спустя. Про цель историки спорят до сих пор. Самая распространенная версия — союз с Францией против Швеции и торговля. Впрочем, все хроникеры отмечали, что деловых встреч не было, «все беседы ведутся за стаканом вина». Говорят, что попутно Петр I мечтал выдать замуж за Людовика XV свою дочь Елизавету и приглядеть идеи для Петергофа, где уже шла стройка. В Париже Петру приготовили апартаменты Анны Австрийской в Лувре, но он попросил что-нибудь попроще. Дальше ему предстояло нанести визит Людовику XV — все по протоколу. И вдруг при встрече царь хватает Людовика на руки и целует. Что тут было! Короля, да вот так! Ну а как иначе, если тому всего семь лет? Французская сторона подготовила Петру обширную программу, но его интересовали только госпитали, арсеналы и мануфактуры. Так, после посещения Королевской мануфактуры гобеленов царь создал Петербургскую шпалерную мануфактуру. Из французского вояжа привез царь и Жан-Батиста Леблона — архитектора, которому Петербург обязан своим европейским видом.

В Версале Петра впечатлили сады. Идеально подстриженные деревья, сквозь них проникает свет и падают тени, меняясь в разное время суток. И фонтаны, где даже струйки воды были частью единой композиции. Сражаются лев с леопардом — и струи, бьющие из их пастей, тоже схлестнутся. Вернувшись в Петергоф, император лично нарисовал версальское трехлучие и велел спроектировать парк по французским лекалам. С фонтанами Петр даже превзошел Версаль: петергофские, в отличие от версальских, работают без перерывов и выходных.

Версальский дворец
Петр I. Царь во Франции. 1717
30 мая – 24 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+