18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова

Расследование привело экспертов в царскую семью

В Государственном Русском музее — в Садовом вестибюле Михайловского дворца — открылась выставка одной картины. Она посвящена завершению атрибуции одного из самых интересных портретов кисти Карла Брюллова. Долгое время он обозначался просто как «Женский портрет», потом его определили как портрет некоей Ульяны Смирновой. И только теперь музей уверенно заявляет, что это портрет великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I.

«Это замечательный курьез, который дает возможность раскрыть еще одну страницу в исследовании наследия Карла Брюллова, — сказал на открытии выставки ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ. — В последние десятилетия прошлого века самый крупный специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина сравнила этот портрет с рисунком, хранящимся в собрании Русского музея, на котором написано „у смирнова“. И совершенно не обратив внимания на тот факт, что после буквы „у“ не стоит точка, решила, что это имя персонажа на портрете».

Этот искусствоведческий курьез, по словам Григория Голдовского, продолжал развиваться и укреплять позиции. В одной из своих последних публикаций о творчестве Брюллова Эсфирь Ацаркина написала, что персонаж на портрете — некая Ульяна М. Смирнова, в замужестве Спиридонова, что это ее портрет конца 1830-х годов. Основанием для такого утверждения уважаемого искусствоведа стала лишь короткая надпись на одном из набросков к портрету, на чем Ацаркина и построила свою теорию.

С этой атрибуцией портрет фигурировал во всех каталогах: в каталоге к юбилейной выставке Карла Брюллова, посвященной 200-летию со дня его рождения, в каталоге живописи первой половины XIX века, в других публикациях последних десятилетий, посвященных мастерству Брюллова-портретиста. И только недавно сотрудник Русского музея искусствовед Сергей Алексеев обратил внимание на существенную деталь: в надписи «у смирнова» после буквы «у» отсутствует точка. Он поднял документы и узнал, что прежде этот портрет считался изображением знаменитой Александры Смирновой-Россет, но эта атрибуция была отвергнута из-за несовпадения возраста и внешности персонажа.

Алексеев продолжил поиски — подтянулись остальные факты. Например, что супруг Александры Осиповны был коллекционером, собирал в том числе произведения Брюллова, и в его собрании, по имеющимся документам, находился портрет великой княжны Александры Николаевны. Сравнив портрет из музея с уже подтвержденными изображениями великой княгини, Сергей Алексеев убедился в том, что это один и тот же человек.

В документах о Брюллове он нашел и записи о том, что единственным портретом представителя царской семьи, который художник закончил, был именно портрет Александры Николаевны. Потом обнаружилась литография с этого портрета, под которой написано: «Портрет Александры Николаевны». И все подписанные при жизни изображения великой княжны только подтвердили полное их сходство с изображением кисти Брюллова.

Из биографии художника известен факт, что в 1837 году Николай I предложил ему написать групповой портрет императорской семьи. Брюллов, хотя и без особого энтузиазма, как видно из его писем, принимает предложение монарха и начинает предварительную работу. Он сделал большое количество набросков и эскизов — императрицы Александры Федоровны, великих княжон.

Но вскоре, как это часто бывало у Брюллова, к идее он охладел, а по вольнолюбию характера вообще не считал себя связанным какими-то обязательствами, мог отлынивать и от императорских поручений, поэтому вскоре забросил эту работу. Такое поведение императором даже в какой-то степени уважалось. Известна история, когда Николай I опоздал к назначенному часу в мастерскую Брюллова на сеанс позирования, а художник ушел из дома. При этом приказал слуге сказать императору, что не мог себе представить опоздания государя, решил, что тот не приедет, и сам отправился по своим делам. Император принял это от Брюллова как должное.

Великую княжну Александру Николаевну очень любили в семье, ее называли ангелом за прекрасный характер и таланты. К сожалению, она умерла, когда ей не исполнилось и 19 лет. Впоследствии Брюллов написал икону святой царицы Александры, придав ей черты великой княжны. Эта икона представлена на выставке в ГРМ, а также наброски и акварели с изображениями Александры Николаевны и ее близких.

Портрет великой княжны остался у Брюллова, поскольку формально заказ императора не был оформлен, художник считал себя вправе распоряжаться законченной работой, хотя бы и портретом одного из членов царской семьи. Картина оставалась в мастерской художника и после его отъезда из России в 1849 году, а потом перешла наследникам Брюллова, в частности его брату. Брат продал портрет Николаю Смирнову. И надпись на рисунке только подтверждает, что портрет находился в собственности Смирнова: «у смирнова».

Свое открытие Сергей Алексеев сделал в 2017 году. После его сообщения на атрибуционном совете руководством музея было принято решение о внесении изменений в ученую документацию и реестр Государственного музейного фонда РФ. Почти год шла подготовка к выставке, на которой представлены предметы и из Царского Села и Эрмитажа.

Государственный Русский музей
Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+