18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

В Русском музее раскрыли тайну портрета Брюллова

Расследование привело экспертов в царскую семью

В Государственном Русском музее — в Садовом вестибюле Михайловского дворца — открылась выставка одной картины. Она посвящена завершению атрибуции одного из самых интересных портретов кисти Карла Брюллова. Долгое время он обозначался просто как «Женский портрет», потом его определили как портрет некоей Ульяны Смирновой. И только теперь музей уверенно заявляет, что это портрет великой княжны Александры Николаевны, младшей дочери императора Николая I.

«Это замечательный курьез, который дает возможность раскрыть еще одну страницу в исследовании наследия Карла Брюллова, — сказал на открытии выставки ее куратор Григорий Голдовский, заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века ГРМ. — В последние десятилетия прошлого века самый крупный специалист по творчеству Брюллова Эсфирь Ацаркина сравнила этот портрет с рисунком, хранящимся в собрании Русского музея, на котором написано „у смирнова“. И совершенно не обратив внимания на тот факт, что после буквы „у“ не стоит точка, решила, что это имя персонажа на портрете».

Этот искусствоведческий курьез, по словам Григория Голдовского, продолжал развиваться и укреплять позиции. В одной из своих последних публикаций о творчестве Брюллова Эсфирь Ацаркина написала, что персонаж на портрете — некая Ульяна М. Смирнова, в замужестве Спиридонова, что это ее портрет конца 1830-х годов. Основанием для такого утверждения уважаемого искусствоведа стала лишь короткая надпись на одном из набросков к портрету, на чем Ацаркина и построила свою теорию.

С этой атрибуцией портрет фигурировал во всех каталогах: в каталоге к юбилейной выставке Карла Брюллова, посвященной 200-летию со дня его рождения, в каталоге живописи первой половины XIX века, в других публикациях последних десятилетий, посвященных мастерству Брюллова-портретиста. И только недавно сотрудник Русского музея искусствовед Сергей Алексеев обратил внимание на существенную деталь: в надписи «у смирнова» после буквы «у» отсутствует точка. Он поднял документы и узнал, что прежде этот портрет считался изображением знаменитой Александры Смирновой-Россет, но эта атрибуция была отвергнута из-за несовпадения возраста и внешности персонажа.

Алексеев продолжил поиски — подтянулись остальные факты. Например, что супруг Александры Осиповны был коллекционером, собирал в том числе произведения Брюллова, и в его собрании, по имеющимся документам, находился портрет великой княжны Александры Николаевны. Сравнив портрет из музея с уже подтвержденными изображениями великой княгини, Сергей Алексеев убедился в том, что это один и тот же человек.

В документах о Брюллове он нашел и записи о том, что единственным портретом представителя царской семьи, который художник закончил, был именно портрет Александры Николаевны. Потом обнаружилась литография с этого портрета, под которой написано: «Портрет Александры Николаевны». И все подписанные при жизни изображения великой княжны только подтвердили полное их сходство с изображением кисти Брюллова.

Из биографии художника известен факт, что в 1837 году Николай I предложил ему написать групповой портрет императорской семьи. Брюллов, хотя и без особого энтузиазма, как видно из его писем, принимает предложение монарха и начинает предварительную работу. Он сделал большое количество набросков и эскизов — императрицы Александры Федоровны, великих княжон.

Но вскоре, как это часто бывало у Брюллова, к идее он охладел, а по вольнолюбию характера вообще не считал себя связанным какими-то обязательствами, мог отлынивать и от императорских поручений, поэтому вскоре забросил эту работу. Такое поведение императором даже в какой-то степени уважалось. Известна история, когда Николай I опоздал к назначенному часу в мастерскую Брюллова на сеанс позирования, а художник ушел из дома. При этом приказал слуге сказать императору, что не мог себе представить опоздания государя, решил, что тот не приедет, и сам отправился по своим делам. Император принял это от Брюллова как должное.

Великую княжну Александру Николаевну очень любили в семье, ее называли ангелом за прекрасный характер и таланты. К сожалению, она умерла, когда ей не исполнилось и 19 лет. Впоследствии Брюллов написал икону святой царицы Александры, придав ей черты великой княжны. Эта икона представлена на выставке в ГРМ, а также наброски и акварели с изображениями Александры Николаевны и ее близких.

Портрет великой княжны остался у Брюллова, поскольку формально заказ императора не был оформлен, художник считал себя вправе распоряжаться законченной работой, хотя бы и портретом одного из членов царской семьи. Картина оставалась в мастерской художника и после его отъезда из России в 1849 году, а потом перешла наследникам Брюллова, в частности его брату. Брат продал портрет Николаю Смирнову. И надпись на рисунке только подтверждает, что портрет находился в собственности Смирнова: «у смирнова».

Свое открытие Сергей Алексеев сделал в 2017 году. После его сообщения на атрибуционном совете руководством музея было принято решение о внесении изменений в ученую документацию и реестр Государственного музейного фонда РФ. Почти год шла подготовка к выставке, на которой представлены предметы и из Царского Села и Эрмитажа.

Государственный Русский музей
Шедевр кисти Карла Брюллова. Новое определение персонажа
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+