18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Задержанную ФСБ картину Брюллова «Христос во гробе» вернут владельцу

Президиум Верховного cуда РФ вынес решение, согласно которому картину Карла Брюллова «Христос во гробе» Россия обязана вернуть ее законному владельцу — коллекционеру Александру Певзнеру из Германии

Свое решение президиум Верховного суда РФ принял, основываясь на постановлении Конституционного суда от 7 марта 2017 года. Тогда КС признал, что положение коллекционера Александра Певзнера реально ухудшилось после того, как он лишился своего имущества — картины Карла Брюллова. Руководствуясь этим решением КС, сегодня, 14 июня, президиум Верховного суда возобновил производство по делу и вынес постановление об отмене кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам ВС от 28 апреля 2016 года. Из чего следует, что произведение должно быть возвращено Александру и Ирине Певзнер.

История злоключений картины Карла Брюллова и ее владельцев продолжалась почти 14 лет. Еще в 2003 году коллекционер из Германии решил привезти редкую работу в технике транспарент «Христос во гробе» в Петербург на экспертизу в Государственный Русский музей. Это произведение Брюллова Певзнер официально приобрел у общины русского православного храма в Брюсселе в 2002 году, а затем решил продать его ГРМ. Но после того, как музейные эксперты установили подлинность работы, ФСБ обвинила Александра Певзнера в «незаконном перемещении культурной ценности через таможню» и арестовала картину в качестве вещественного доказательства (ст. 188, ч. 2 УК РФ). По версии следствия, таможенники позволили владельцу ввезти картину в Россию «без надлежащего оформления». В итоге многолетней судебной тяжбы таможенники не были наказаны за свои действия, а коллекционер лишился имущества и избежал уголовного преследования только потому, что сразу после ареста картины вернулся в Германию, а потом согласился на прекращение уголовного преследования за истечением срока давности. Однако такое прекращение дела не является по российскому законодательству реабилитирующим обстоятельством, и прекращение дела не вернуло коллекционеру его имущество. Только сегодня президиум ВС поставил в этом судебном споре точку — картина должна вернуться в семью Певзнеров.

«Конечно, отдельной строки „картину вернуть“ в этом решении нет, но по-другому его нельзя трактовать, — сказал в телефонном разговоре с корреспондентом TANR Максим Крупский, адвокат Певзнера, — поскольку единственные решения, которые сейчас остались в силе, — это апелляционное решение Ленинградского областного суда и президиума Ленинградского областного суда, а они постановили вернуть полотно тому, кто его законно купил. Как будем действовать дальше? Мы с Александром это еще не обсуждали, поскольку, честно говоря, не рассчитывали на положительное решение суда. Конечно, надеялись, так как это было единственно правильное решение, но сомнения всегда остаются».

Уголовное преследование в отношении Александра Певзнера прекращено, но, приедет ли он в Петербург сам, чтобы забрать имущество, пока неизвестно, этот вопрос адвокат и его подзащитный еще не обсуждали. Где сейчас находится полотно Брюллова, адвокат тоже не смог сказать.

Директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в коротком телефонном разговоре с корреспондентом нашей газеты подтвердил, что картина «Христос во гробе» сейчас в фондах музея. «Но пока процедуру ее возвращения владельцу мы не обсуждали», — уточнил он.

Самое читаемое:
1
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
2
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
3
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
4
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
5
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
6
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
Организаторы новой выставки в Центре «Зотов» выбрали для раскрытия актуальной темы советской повседневности историю ароматов в СССР
02.07.2025
Проект «Красная Москва. Женщина в большом городе» исследует модную тему с нового ракурса
7
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
В Великом Новгороде завершилась реставрация одной из стариннейших русских церквей — Рождественского собора Антониева монастыря. К решению этой задачи музей-заповедник, ведающий храмом, подошел со всей ответственностью
24.06.2025
Третий по древности: важный новгородский собор снова доступен для публики
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+