18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последователь «великого Карла» вышел из тени

Предварительный эскиз росписи купола Исаакиевского собора кисти Петра Басина представлен посетителям ГМП «Исаакиевский собор»

Когда говорят о росписи интерьеров Исаакиевского собора, в первую очередь называют имена Карла Брюллова и Федора Бруни. И только потом вспоминают имя Петра Басина. А ведь именно этот живописец достойно завершил работу, начатую Брюлловым, и стал одним из соавторов грандиозного проекта.

В Екатерининском приделе Исаакиевского собора открыта выставка одной картины — именно для росписи купола этого придела Петр Басин и написал эскиз «Вознесение Богоматери». Посетители собора могут, подняв глаза к куполу, сравнить эскиз с оригиналом. Сейчас эскиз находится на постоянном хранении в фондах Новгородского объединенного музея-заповедника, откуда его на выставку привезла Наталья Григорьева, генеральный директор музея. К ним в Новгород работа Петра Басина попала в 50-е годы прошлого века в результате распределения экспонатов по музеям, особенно пострадавшим в годы войны.

Петр Васильевич Басин, выдающийся русский религиозный, исторический и портретный живописец, учился в Академии художеств. Окончив ее с золотой медалью, он в качестве поощрения получил пенсионерскую поездку в Италию. И так увлекся красотами Рима, что задержался там на целых 11 лет. Император Николай I личным письмом потребовал возвращения «блудного пенсионера» в родные пенаты.

К росписи интерьеров Исаакиевского собора Басина привлекли по личному приглашению автора проекта здания, архитектора Огюста Монферрана, в очень драматичный момент: Карл Брюллов серьезно заболел, вынужден был отказаться от дальнейшей работы и уехал лечиться сначала на остров Мадейра, потом в Италию, где и умер спустя три года. Басин к тому времени уже был известен росписями церквей (он, в частности, расписывал церковь Зимнего дворца), и именно его Монферран пригласил завершить работу в главном соборе столицы Российской империи.

В официальной историографии собора пишут, что Басину фактически нужно было лишь дописать фоны некоторых полотен и, по эскизам «великого Карла», сделать еще несколько картин. Но представленный сейчас в соборе эскиз росписи плафона говорит о куда более значительном вкладе Басина в окончательное оформление Исаакия.

«Монферран пригласил Басина как самого сильного художника, способного создать росписи, достойные этого собора, — говорит Наталия Толмачева, сотрудник научного отдела Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». — И он был глубоко порядочным человеком. Когда Брюллов по состоянию здоровья уже не мог продолжать работу и император разрешил Басину продолжить его дело, художник не приступал к работе до тех пор, пока Брюллов лично не подписал это разрешение. Петр Басин не только завершил роспись купола Екатерининского придела, но и написал фигуры евангелистов в четырех парусах собора и сцену Нагорной проповеди в центральном аттике. Хотя ему было очень непросто работать: на него смотрели с большим пристрастием — как бы он не повредил живопись „великого Карла“, и даже впоследствии никто не писал „живопись Брюллова и Басина“, везде стояло только имя Брюллова».

Сейчас научный отдел ГМП «Исаакиевский собор» готовит большой издательский проект — книгу «Художники Исаакиевского собора», в которой будут представлены все живописцы, трудившиеся над его оформлением.

Выставка открыта до конца сентября.

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+