18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Картину ван дер Вейдена расчищают на глазах у посетителей

№65
Материал из газеты

Наблюдать за работой реставраторов над самым старым живописным произведением в коллекции можно в музее Маурицхейс в Гааге

Впоследние годы посетителям Королевской художественной галереи Маурицхейс в Гааге время от времени выпадает возможность понаблюдать за тем, как специалисты реставрируют и укрепляют картины, например, Яна Вермеера или автора «Щегла» Карела Фабрициуса. С 14 июня галерея запустила очередной проект в этой серии: двое реставраторов работают над самой старой картиной из коллекции музея — «Оплакивание Христа» (около 1460–1464), созданной нидерландским живописцем Рогиром ван дер Вейденом и его мастерской. Работы будут идти до конца нынешнего года в одном из выставочных залов.

Старший реставратор музея Кэрол Потташ говорит, что решение заняться алтарной картиной, выполненной маслом на доске, было принято из эстетических соображений. Ей вернут оригинальные цвета, удалив слои пожелтевшего лака, из-за которых розовый превратился в оранжевый, а небо выглядит скорее зеленым, чем голубым. Также будет удалена потемневшая старая ретушь.

Специалисты надеются, что изучение картины позволит лучше понять, какое место она занимала в творчестве мастера, который не подписывал своих произведений. Опираясь на документы, ученые с уверенностью установили авторство ван дер Вейдена только для трех картин, а более обширная группа работ лишь приписывается художнику и его мастерской. В их число входит и «Оплакивание». «Мы хотели бы выяснить, какая часть картины написана рукой самого мастера», — говорит Потташ.

Куратор Ариане ван Сухтелен объясняет, что создание работ в соавторстве с мастерской было обычной для ван дер Вейдена практикой и специалисты не ожидают, что после расчистки появятся основания пересмотреть атрибуцию. Ван Сухтелен подготовила выставку, которая идет параллельно с реставрацией и посвящена истории заказа картины и методам работы мастерской. Кроме того, флорентинская Галерея Уффици временно передала в Маурицхейс алтарную картину «Положение во гроб», созданную ван дер Вейденом и его мастерской приблизительно тогда же — в первой половине 1460-х годов, и посетители смогут сопоставить два произведения.

Музей стремится дать публике возможность увидеть свою жизнь «изнутри». Ежедневно реставраторы выделяют по полчаса на то, чтобы отвечать на вопросы посетителей. «Люди обожают наблюдать за тем, как по мере продвижения работы реставраторов раскрываются настоящие цвета картины, — говорит Потташ и добавляет: — В краске есть своя магия, по крайней мере для меня». 

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+