Картину Джексона Поллока отреставрируют в музейном зале

№61, март 2018
№61
Материал из газеты

Посетители лос-анджелесского музея смогут наблюдать за очисткой одной из ключевых работ, созданных в технике разбрызгивания

Реставраторы надеются определить, какие именно краски Джексон Поллок использовал в «Номере 1» (1949). Фото: The Museum of Contemporary Art, Los Angeles, The Rita and Taft Schreiber Collectio
Реставраторы надеются определить, какие именно краски Джексон Поллок использовал в «Номере 1» (1949).
Фото: The Museum of Contemporary Art, Los Angeles, The Rita and Taft Schreiber Collectio

Важное полотно Джексона Поллока «Номер 1, 1949» (1949), созданное в технике «дриппинга», то есть разбрызгивания, и почти 30 лет находящееся в коллекции Музея современного искусства в Лос-Анджелесе (МоСА), отправилось на открытую для публики очистку. Реставрация холста шириной 2,7 м будет идти в одном из залов на Гранд-авеню с 4 марта по 3 сентября. Предполагается, что в ходе реставрационных сессий специалист из Института реставрации Гетти также будет отвечать на вопросы посетителей.

Глава научного отдела института Том Лернер оценивает состояние картины как «неплохое для ее размеров» и поясняет, что вмешательство реставраторов требуется прежде всего из-за загрязнений на поверхности. «Представляете, какое воздействие оказывает на живопись окружающая среда, особенно в такие дни, как сейчас, со всей этой гарью! — говорит он, имея в виду недавние пожары в округе Лос-Анджелес. — Полотно выглядит блеклым, ему необходима определенная обработка».

Партнерство с институтом позволит музею, у которого нет собственного реставратора в штате, «лучше понимать подобные произведения» и на конкретном примере продемонстрировать посетителям мастерство реставрации, считает директор МоСА Филипп Вернь.

Институт реставрации Гетти, со своей стороны, искал «пробный образец» для испытания некоторых схем очистки, разработанных им специально для живописи модернизма, которой часто не подходят растворители, использующиеся при работе с более традиционной масляной живописью. Еще одна задача — в точности определить, какие именно краски Поллок разбрызгал и накапал именно на этом полотне. Согласно рабочей гипотезе, он использовал бытовую алкидную краску или краску на основе синтетической смолы.

Предварительная проба на небольшом участке холста уже дала хорошие результаты. «С беловатой, почти кремовой эмалевой краски удалось снять значительное количество грязи», — делится новостями Лернер. 

Ожидают ли реставраторы, что придется столкнуться с какими-либо трудностями? Да, на холсте встречаются «неровности», которые необходимо будет правильно оценить и деликатно обработать, а также отдельные выцветшие зоны. «Иногда такие участки удается выровнять, а иногда нет», — добавляет Том Лернер. 

Однако самой трудной, по его словам, может оказаться задача сделать неспешное искусство реставрации достаточно захватывающим, чтобы удерживать интерес публики. «Для всех нас это эксперимент, — поясняет он. — Наблюдать за ходом реставрации — не всегда увлекательное занятие. Нам нужно понять, как сделать его максимально зрелищным».  

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
3
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
4
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
5
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
6
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
7
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Анатолий Беккерман, коллекционер и владелец нью-йоркской галереи русского искусства ABA, выставляет в Москве подборку работ от Ивана Айвазовского и Николая Дубовского до Роберта Фалька и Олега Целкова
15.11.2021
Нью-йоркская галерея ABA показывает в Москве русскую живопись
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+