Интенсивная терапия для пострадавших херувимов

№64, июнь 2018
№64
Материал из газеты

В Германии реставрируют «Мадонну с херувимами» Донателло. Она оказалась в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при пожарах в зенитной башне,стоявшей на востоке Берлина

«Мадонна с херувимами» Донателло до пожара. Фото: Staatliche Museen zu Berlin,  Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische kunst
«Мадонна с херувимами» Донателло до пожара.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin,  Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische kunst

В реставрационной мастерской Музея Боде в Берлине глава реставрационного отдела Пауль Хофман показывает на блестящий участок на руке Девы Марии с терракоты Донателло «Мадонна с херувимами» (около 1440): «Это все, что сохранилось от красочного слоя». «Мадонна с херувимами» была в числе тысяч произведений искусства, пострадавших в мае 1945-го при двух пожарах в зенитной башне, стоявшей на востоке Берлина в районе Фридрихсхайн. Скульптуры распадались на фрагменты, мрамор превращался в известь, а керамика, гобелены, золото и слоновая кость были утрачены навсегда.

При финансовой поддержке Художественного фонда Эрнста фон Сименса Государственные музеи Берлина ведут сейчас реставрацию 59 произведений из числа тех, что были вывезены трофейными бригадами в СССР и позднее возвращены в Германию. Речь о предметах, которые пострадали настолько серьезно, что экспонировать их уже не представлялось возможным. По мнению генерального секретаря фонда Мартина Гернеса, «реставрация важнее приобретений». «Приобретая произведения такого уровня на рынке сейчас, нам пришлось бы заплатить в несколько раз больше, чем сумма, которую мы вкладываем в реставрацию, — если бы они вообще оказались в продаже», — подчеркивает он.

«Мадонна с херувимами» Донателло после пожара. Фото: Staatliche Museen zu Berlin,  Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische kunst
«Мадонна с херувимами» Донателло после пожара.
Фото: Staatliche Museen zu Berlin,  Skulpturensammlung und Museum für Byzantinische kunst

Гернес не сообщает, сколько его фонд выделил на берлинский проект, который входит в число 240 программ, финансируемых в рамках инициативы «Искусство из запасников». С 2014 года, когда стартовал этот пользующийся поддержкой частных и государственных фондов проект, выделено уже более €23 млн. Кроме того, Художественный фонд Эрнста фон Сименса финансирует научный обмен между берлинскими реставраторами и их коллегами из Пушкинского музея в Москве.

Реставрационная мастерская Музея Боде напоминает отделение интенсивной терапии. На столах лежат два знаменосца работы итальянского мастера Туллио Ломбардо, разбитые на фрагменты. Когда-то они украшали одну из венецианских церквей. Реставраторы хотят установить скульптуры на металлические стержни, что позволит экспонировать их вертикально.

Что же касается рельефа Донателло, то специалисты начали с того, что удалили установленную советскими коллегами железную опорную раму, которая могла разрушить произведение из-за коррозии. Они восстановили утраченные участки керамической поверхности и планируют подкрасить ее. Но Хофман говорит, что полностью восстанавливать цвета не станут, поскольку фотография недостаточно точно передает оттенки. Ожидается, что это произведение появится в экспозиции музея в 2019 году. 

Самое читаемое:
1
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
Музей русского импрессионизма задумали в 2012 году. Четыре года спустя он обосновался в перестроенном для него здании — и с тех пор не позволяет о себе забывать. Мы поговорили с директором музея об успехах, проблемах и возможных перспективах
11.01.2023
Юлия Петрова: «Наши выставки — это не просто картины, развешанные по стенам»
2
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
Монументальные панно с исторического здания 1930-х годов сделали центром публичного арт-пространства
12.01.2023
Барельефы Сергея Меркурова остались на «Динамо»
3
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
В то время как Русский музей приостановил выдачу экспонатов в свой филиал в испанской Малаге, там впервые выставлена значимая частная коллекция русского искусства, собранная за два десятилетия лондонским предпринимателем Дженни Дуган-Чепмен Грин
19.01.2023
В Малаге по-прежнему показывают русское искусство
4
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
Робот в обличье японской художницы Яёи Кусамы, пишущий картины в витрине бутика Louis Vuitton в Нью-Йорке, побудил нас вспомнить самые выразительные образы роботов в искусстве
13.01.2023
Роботы и художники: от Александры Экстер до Яёи Кусамы
5
Золотое кольцо неустановленного размера
Туристическому маршруту, а заодно и историко-культурному проекту под названием «Золотое кольцо России» исполнилось 55 лет. Рассказываем, кто его придумал и сколько городов в него входит
17.01.2023
Золотое кольцо неустановленного размера
6
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
Имя Генриха Шлимана окружено мифами почти так же плотно, как история города, поискам которого он посвятил всю жизнь. Его юбилей отмечают во всем мире
12.01.2023
Генрих Шлиман: человек, который во второй раз разрушил Трою
7
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Концерн LVMH, привлекший к сотрудничеству над коллекцией для Louis Vuitton Яёи Кусаму, стилизовал магазины бренда под миры японской художницы
10.01.2023
Робот в образе Яёи Кусамы пишет картины в витрине магазина
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+