18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Берлинский Новый музей погрузился в бронзовый век

№63
Материал из газеты

Впервые покинув Туркмению, сокровища Маргианы приехали в Германию

Более 200 уникальных археологических находок рассказывают о загадочной цивилизации в песках Каракумов, ровеснице Древнего Египта и Месопотамии. В 1851 году англичанин Генри Роулинсон расшифровал клинопись на знаменитой Бехистунской скале (современный Иран), высеченную по приказу царя Дария I в честь победы над врагами. Надпись на трех языках рассказывает о событиях 523–521 годов до н.э., под ней — барельеф с изображением самого персидского царя, встречающего плененных противников. 

Среди побежденных в тексте упоминалась и никому не известная страна Маргуш (по-гречески — Маргиана), про которую не вспоминали вплоть до середины ХХ века, когда советский археолог Виктор Сарианиди, работавший в археологической экспедиции в Туркмении, вычислил ее местонахождение. 

Территория древнего государства, по его догадке, находилась на востоке современного Туркменистана, вдоль засохшего в древности русла реки Мургаб. Раскопки начались в 1970-е и сразу же привели к пора­зительным находкам. Под песками Каракумов был обнаружен целый город с мощными крепостными стенами, величественным дворцом в центре, святилищами и жилыми домами, возведенными из саманного кирпича (глины с соломой). 

По первым же находкам, осколкам керамики, удалось определить и возраст поселения — 2,3 тыс. лет до н.э., то есть эпоха бронзы. Город, который археологи назвали Гонур-Депе (туркм. «серый холм»), был основан в конце III тысячелетия до н.э. и просуществовал до XVI века до н.э. Все здесь свидетельствовало о высоком уровне развития земледелия, скотоводства и ремесел. За 40 лет археологических раскопок в Гонур-Депе и его окрестностях, где обнаружили более 4 тыс. захоронений, найдено множество ценнейших предметов: оружие, посуда, статуэтки животных, золотые и серебряные украшения. Среди артефактов, привезенных на выставку из Государственного музея изобразительных искусств Туркменистана, — не имеющие аналогов керамические и металлические печати с двусторонней гравировкой, серебряные сосуды и другие предметы с изображением животных, тончайшей работы ювелирные изделия. И главный хит выставки — древнейший образец мозаики, вернее, ее фрагмент — «Крылатый лев в картуше» (2300 год до н.э.), украшавший царское захоронение. Среди экспонатов есть и предметы из Бактрии, Месопотамии и Хараппы — Маргиана находилась на оживленном перекрестке торговых путей. 

Вопросов, однако, остается еще много. Что означают захоронения животных с богатыми приношениями, которых удостаивались лишь знатные особы?  Почему так много ритуальных двухкамерных печей и в самом дворце, и по всему городу? Маргиана, возможно, прародина зороастризма? А еще археологи ищут тут следы письменности. И если повезет, Маргиану можно будет смело назвать отдельной цивилизацией. А это уже сенсация, меняющая картину Древнего мира.  

Новый музей
Маргиана. Государство бронзового века на территории Туркмении
До 7 октября

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+