18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Берлинский Новый музей погрузился в бронзовый век

№63
Материал из газеты

Впервые покинув Туркмению, сокровища Маргианы приехали в Германию

Более 200 уникальных археологических находок рассказывают о загадочной цивилизации в песках Каракумов, ровеснице Древнего Египта и Месопотамии. В 1851 году англичанин Генри Роулинсон расшифровал клинопись на знаменитой Бехистунской скале (современный Иран), высеченную по приказу царя Дария I в честь победы над врагами. Надпись на трех языках рассказывает о событиях 523–521 годов до н.э., под ней — барельеф с изображением самого персидского царя, встречающего плененных противников. 

Среди побежденных в тексте упоминалась и никому не известная страна Маргуш (по-гречески — Маргиана), про которую не вспоминали вплоть до середины ХХ века, когда советский археолог Виктор Сарианиди, работавший в археологической экспедиции в Туркмении, вычислил ее местонахождение. 

Территория древнего государства, по его догадке, находилась на востоке современного Туркменистана, вдоль засохшего в древности русла реки Мургаб. Раскопки начались в 1970-е и сразу же привели к пора­зительным находкам. Под песками Каракумов был обнаружен целый город с мощными крепостными стенами, величественным дворцом в центре, святилищами и жилыми домами, возведенными из саманного кирпича (глины с соломой). 

По первым же находкам, осколкам керамики, удалось определить и возраст поселения — 2,3 тыс. лет до н.э., то есть эпоха бронзы. Город, который археологи назвали Гонур-Депе (туркм. «серый холм»), был основан в конце III тысячелетия до н.э. и просуществовал до XVI века до н.э. Все здесь свидетельствовало о высоком уровне развития земледелия, скотоводства и ремесел. За 40 лет археологических раскопок в Гонур-Депе и его окрестностях, где обнаружили более 4 тыс. захоронений, найдено множество ценнейших предметов: оружие, посуда, статуэтки животных, золотые и серебряные украшения. Среди артефактов, привезенных на выставку из Государственного музея изобразительных искусств Туркменистана, — не имеющие аналогов керамические и металлические печати с двусторонней гравировкой, серебряные сосуды и другие предметы с изображением животных, тончайшей работы ювелирные изделия. И главный хит выставки — древнейший образец мозаики, вернее, ее фрагмент — «Крылатый лев в картуше» (2300 год до н.э.), украшавший царское захоронение. Среди экспонатов есть и предметы из Бактрии, Месопотамии и Хараппы — Маргиана находилась на оживленном перекрестке торговых путей. 

Вопросов, однако, остается еще много. Что означают захоронения животных с богатыми приношениями, которых удостаивались лишь знатные особы?  Почему так много ритуальных двухкамерных печей и в самом дворце, и по всему городу? Маргиана, возможно, прародина зороастризма? А еще археологи ищут тут следы письменности. И если повезет, Маргиану можно будет смело назвать отдельной цивилизацией. А это уже сенсация, меняющая картину Древнего мира.  

Новый музей
Маргиана. Государство бронзового века на территории Туркмении
До 7 октября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+