18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пикассо превратился в международный арт-бренд

№63
Материал из газеты

Знаменитый каталонец остается при этом величайшим художником нашего времени, а его работы сохраняют невероятное обаяние

Верный признак того, что художник прочно вошел в общественное сознание, — политический шарж. Кристиан Адамс, карикатурист Evening Standard, подтвердил, что мы по-прежнему живем в эпоху Пикассо. Он взял за основу «Сон», одну из самых известных картин художника — она воспроизведена на афише Тейт Модерн к проходящей там выставке «Пикассо-1932. Любовь, слава, трагедия». В роли героини, возлюбленной Пикасо Мари-Терез Вальтер, карикатурист изобразил премьер-министра Великобритании Терезу Мэй.

Сон — это образ вожделения. Джон Ричардсон, автор биографии художника, пишет: «То, что Пикассо изобразил модель таким образом, что ее большие и указательные пальцы, сплетаясь, напоминают влагалище, а половина лба превращается в фаллический символ, подтверждает, что секс у нее и в голове, и между ног». Всего-то заменив личико Вальтер суровыми чертами Мэй и немного подправив фон справа от героини, где теперь явно читается слово “Brexit”, Адамс превратил эротические грезы Пикассо в политический кошмар.

Рассуждая об этой картине, куратор Ахим Борхардт-Хьюм говорил о том, как Пикассо стремился преодолеть пропасть между собой и своим изображением: «На этом этапе он хотел стать женщиной». Маловероятно, что художник-карикатурист или кто-то другой сейчас хотел бы оказаться на месте Терезы Мэй: рейтинг политика составляет всего 35%, а ее Консервативная партия воюет сама с собой. 

В контексте Brexit фаллический образ на полотне Пикассо приобретает совершенно новое значение. «У них что, член вместо головы?» — фраза, которую многие британцы бросают сторонникам партии Мэй и лейбористской оппозиции. Ведь те спят и видят, как бы вывести Великобританию из ЕС, несмотря на предупреждения правительства об экономическом обнищании, снижении уровня культуры и международного признания.

Недавние новости о Пикассо говорят о выдающемся статусе его произведений. Так, арт-дилер Мэтью Грин, по утверждению прокуроров Министерства юстиции США, оказался замешанным в отмывание денег с участием работ художника. Картины Пикассо также фигурируют среди конфискованного имущества у предпринимателя Мартина Шкрели.

Пикассо продолжает попадать в заголовки средств массовой информации: некий покупатель приобрел больше десяти его картин на лондонских торгах в марте, включая женский портрет 1937 года, проданный за £49,8 млн — рекордная сумма за произведение искусства, выплаченная в британской валюте.

Имя Вальтер было включено в название лота, чего сам Пикассо никогда бы не сделал (первым в таинственной блондинке, которая захватила картины художника 1930-х годов, ее узнал Роланд Пенроуз лишь в 1958 году). При этом профиль женщины явно напоминает Дору Маар, еще одну любовницу Пикассо в то время, — картина, как отмечают эксперты Sotheby’s в каталоге, стала собирательным образом.

Упоминание Вальтер становится отличным маркетинговым ходом, когда в одном из самых популярных в мире музеев современного искусства открывается целая выставка таких вот Мари-Терез. 

Гарри Смит, купивший 12 работ Пикассо в Лондоне для анонимного клиента, недавно сказал, что художник «превратился, возможно, в самый узнаваемый международный бренд на арт-рынке». Из чего мы можем вывести — конечно, не без доли скепсиса, — что в таком случае портреты Вальтер — популярная капсульная коллекция «марки».

А еще, конечно, обнадеживает, что «Пикассо-1932» оказалась превосходной выставкой: восхитительная работа кураторов, отлично продуманная и составленная экспозиция. Год Пикассо проходит перед нами день за днем, месяц за месяцем: от безусловных шедевров, написанных в январе и марте, через экспрессивные впечатления художника от увиденного в сентябре Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда к темным работам конца 1932-го. Вот, что может произойти, когда два великих музея — Музей Пикассо и Тейт — поработали вместе на славу. Больше, чем когда-либо, нам сегодня нужны такие образцовые выставки. 

И снова о «Сне». В биографии, посвященной Пикассо, Ричардсон сокрушался, что «рекордные цены, которых его работы достигли в 1997 и 2006 годах, и слава среди туристов, сопоставимая с казино Лас-Вегаса, так замарали эту картину, что стало трудно судить о ее художественной ценности». Рад сообщить, что в данном случае критик не прав. В Тейт Модерн, окруженная множеством других шедевров, она сохраняет свое невероятное обаяние, присущее лишь образцам великого искусства. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+