18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Двуединство Исаакия

№62
Материал из газеты

Ровно 200 лет назад началось строительство Исаакиевского собора, крупнейшей православной церкви в Петербурге и на всем Северо-Западе, которая, без сомнения, представляет собой еще и огромную музейную ценность

Еще недавно вокруг Исаакиевского собора бушевали страсти, петербуржцы выходили на митинги за сохранение его музейного статуса. Сейчас буря по поводу возможной передачи храма в ведение Русской православной церкви стихла. Хотя всего год назад, в марте 2017-го, музейная экспозиция оказалась перед лицом реальной угрозы: руководство города предупредило сотрудников музея «Исаакиевский собор», чтобы они готовились к переезду вместе со всеми экспонатами в некие временные помещения. К счастью, кризис тогда удалось урегулировать, и сейчас музей спокойно планирует работу, ценная коллекция остается на своем месте.

Сундук с сокровищами

Интерьер Исаакиевского собора: разно­цветный мрамор, позолота, мозаики, живопись — производит впечатление гигантского сундука, набитого сокровищами. Что, безусловно, справедливо. Вот только большая часть этих сокровищ не входит в Музейный фонд РФ! Они являются неотъемлемой частью памятника, а в фонде числятся только движимые предметы. Сейчас, например, в экспозиционном зале Исаакиевского собора находится лишь 62 предмета из учтенных в Музейном фонде.

Даже знаменитый алтарный витраж «Воскресший Христос», выполненный по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце в стиле итальянского Возрождения, один из крупнейших витражей в Европе (28,5 кв. м), не учтен в этом фонде. Если ему требуется реставрация, ею занимается реставрационный совет музея «Исаакиевский собор» и его специалисты. Впрочем, это не умаляет художественной и исторической ценности предметов внешнего и внутреннего убранства собора. Тем более что за их сохранность и состояние тоже отвечает музей. По словам его главного хранителя Мансура Доминова, сотрудники строго следят за соблюдением всех условий пользования. «У нас жесткий подход к церкви, мы заставляем ее считаться с нашими охранными требованиями», — рассказал главный хранитель.

История музея начинается с 1928 года. В 1931-м в соборе установили самый большой в мире маятник Фуко. В 1937 году собор получил статус памятника, музей стал историко-художественным, но маятник из него убрали лишь в начале перестройки, теперь он тоже музейный экспонат. В 1969 году Минкульт РСФСР, приняв во внимание особую художественную ценность и учитывая уникальность музея «Исаакиевский собор», выделил его в самостоятельное учреждение. С 1990 года в храме возобновились богослужения.

Оригиналы из запасника

Всего в основном и вспомогательном фондах Исаакия состоит на учете 26 462 единицы: декоративно-прикладное искусство, живопись, иконы, графика, нумизматика, документы, негативы, фотографии. 

Предмет особой гордости музея — собрание живописи и графики. Здесь находится значительная часть живописного наследия Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа. Он был придворным портретистом семьи императора Николая I, именно ему было поручено оформление главного иконостаса Исаакия. Вначале предполагалось, что Нефф создаст всю живопись в соборе, но судьба распорядилась иначе — над росписями трудились Карл Брюллов, Федор Бруни, Карл Штейбен и многие другие выдающиеся живописцы своего времени. Неффу в конечном итоге достался первый ряд иконостаса, часть росписи пилонов и алтаря.

Для первого ряда Нефф написал свои уникальные иконы — это гигантские полотна площадью почти 10 кв. м каждое, их высота около 5 м. Иконы выполнены на холсте, натянутом на паркетированный щит. Фон, на котором изображены фигуры святых, создан из кварцевого песка с последующим золочением. Таких икон всего пять, подобных им в стране больше нет. Вскоре после написания они были переведены в мозаику, а живописные оригиналы отправились в хранилище. И до сих пор никто из посетителей их не видел. Совсем недавно живописные иконы Неффа демонстрировались на выставке, посвященной 200-летию начала строительства собора, а после окончания реставрационных работ они займут место в храме как постоянные предметы экспозиции.

Сделано инженерами

Особую часть музейной коллекции Исаакия составляют предметы, относящиеся к истории создания собора, в частности уникальное собрание графики. Этих произведений не так уж много, всего около 600, но многие из них специалисты считают чрезвычайно ценными. Почти сотня из этих графических листов — инженерные чертежи, сделанные в разные годы, из них 68 выполнены лично архитектором собора Огюстом Монферраном и его помощниками. На чертежах сохранились пометки современников на русском, французском и итальянском языках.

Часть экспонатов из музейной коллекции напрямую связана с именем выдающегося российского инженера, архитектора, строителя и организатора транспортной системы Российской империи, испанца по происхождению Августина де Бетанкура. Именно он порекомендовал Александру I обратить внимание на проект Монферрана. Также Бетанкур придумал и разработал особые строительные леса, с помощью которых были установлены все гранитные колонны вокруг будущего собора — строительство начиналось с них, после чего уже приступили к возведению стен. Макет этих лесов, выполненный еще в 20-е годы XIX века, можно увидеть в экспозиции Исаакиевского музея. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+