18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С чего начинался Исаакиевский собор

Посетители выставки «200 лет начала строительства Исаакиевского собора», открытой в Российском этнографическом музее, смогут увидеть, как первоначально выглядели иконы этого храма

Исаакиевский собор, возведенный в центре столицы Российской империи в первой половине XIX века, стал крупнейшим православным храмом в Петербурге. В последние десятилетия он вошел в тройку самых посещаемых музеев Северной столицы наряду с Государственным Эрмитажем и музеем-заповедником «Петергоф». Уникальные сокровища музейного фонда Исаакия и представлены сейчас на выставке. Несомненно, интерес к юбилейной экспозиции подогрет еще и прошлогодними страстями, когда многие петербуржцы неодобрительно отзывались о перспективах передачи собора в ведение Русской православной церкви.

Экспозицию, развернутую в Императорском зале Российского этнографического музея, условно можно разделить на несколько частей. Первая посвящена собственно строительству Исаакиевского собора, которое продолжалось фактически 40 лет. На конструкциях, стилизованных под строительные леса, представлены чертежи, проекты будущего собора, личные документы автора замысла — архитектора Огюста Монферрана. Здесь, в частности, можно увидеть вид на жительство, или, как это называлось в Российской империи, билет, дававший иностранцу право жить в Петербурге.

Современный Исаакиевский собор стал третьей по счету церковью, построенной во имя святого Исаакия Далматского. Петр I считал его своим небесным покровителем: один из дней памяти святого — 30 мая, в этот день в 1672 году родился будущий император. Первая Исаакиевская церковь в Петербурге была возведена в 1706 году для адмиралтейских верфей, в ней 19 февраля (1 марта) 1712 года Петр I обвенчался с Екатериной Алексеевной. Вторая Исаакиевская церковь появилась в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала; царь собственноручно заложил первый камень в основание нового храма во имя Исаакия Далматского. Третий Исаакиевский собор планировали строить еще во второй половине XVIII века, но только в 1809 году император Александр I объявил конкурс на возведение нового храма, строительство которого по проекту Монферрана и началось 200 лет назад.

Еще одна часть экспозиции рассказывает историю освящения храма. Впервые появилась возможность увидеть вблизи скульптуру голубя, что парит под куполом. «Это тот самый голубь, который виден в просвете плафона, — пояснила корреспонденту TANR Юлия Ушкова, куратор выставки, научный сотрудник музея «Исаакиевский собор». — Но посетители собора смотрят на него снизу, откуда он кажется маленьким, а здесь видно, что он огромный, что размах его крыльев — 2 м. В середине XIX века он был отлит по модели мастера Ивана Дылева на заводе Чарльза Берда, русского инженера и предпринимателя шотландского происхождения, методом гальванопластики из меди. И это уникальная возможность посмотреть на скульптуру вблизи. Сейчас идет реставрация фонаря собора, поэтому голубь снят».

Впервые здесь можно увидеть и то, как первоначально выглядели иконы этого храма, нетрадиционного для русского церковного строительства. Сначала это были живописные полотна кисти художника Тимолеона (Тимофея Андреевича) Неффа — три огромные, более 10 кв. м, иконы первого яруса главного иконостаса. Потом их переводили в мозаику, которая и представлена сейчас в соборе. А живописные оригиналы хранятся в фондах, их за эти столетия никто, кроме специалистов, не видел. Сейчас на них могут полюбоваться все желающие. Особенно обращает на себя внимание необычный фон этих полотен: рисунок на них выполнен с использованием промытого речного песка с последующим золочением.

«С одной стороны, идея выставки очень проста: мы отмечаем дату 200-летия начала строительства, — говорит Юлия Ушкова. — Но, с другой стороны, понятно, что 40 лет не уместить в одной экспозиции, и мы крупными мазками представили самые главные этапы строительства собора и те редкие экспонаты из фондов, которые обычно не видят посетители».

Например, в музее «Исаакиевский собор» хранятся эскизы и рабочие варианты росписей, выполненные в конце 1940-х — начале 1950-х годов, накануне первой послевоенной реставрации. Собор выстоял в блокаду, спасая не только свои фонды. Именно здесь, в подвалах Исаакия, пережили бомбежки и артобстрелы экспонаты многих ленинградских музеев, которые не успели уехать в эвакуацию. Но, поскольку в самом соборе тогда не было вентиляции и отопления, храмовая живопись серьезно пострадала. Перед началом реставрации ленинградские художники, чтобы почувствовать манеру старых мастеров и точнее подобрать тона, фиксировали состояние живописи, тренировали руку. Эти работы тоже никогда раньше не экспонировались, на выставке им целиком отведена галерея второго этажа.

Весь минувший год в Петербурге бушевали страсти вокруг сохранения Исаакиевского собора в качестве музея, петербуржцы выходили на митинги протеста против передачи его РПЦ. В последние месяцы эти бури поутихли, но вопрос пока не решен окончательно. Протоиерей Леонид Калинин, председатель экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации, на вопрос корреспондента TANR, продолжит ли церковь настаивать на передаче ей собора, ответил, что не видит причин для конфронтации. «Моя позиция как члена экспертного совета заключается в том, чтобы все это было сделано без ущерба для уникального коллектива и для уникальной коллекции, — пояснил Леонид Калинин. — Смещение акцента в сторону храма без ущерба для музея на сегодня возможно, но необходимо искать новые формы управления. Если мы все вместе придумаем, как превратить собор в русский Ватикан, в северную столицу православия, тогда можно серьезно говорить об изменении статуса. Но пока эти формы не найдены».

Выставка в Российском этнографическом музее продлится до 1 апреля.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+