Розанова — сомнительная и несомненная

Во Владимире борются за чистоту наследия Ольги Розановой. На выставках сопоставляют шедевры художницы-авангардистки и сомнительные работы, а на симпозиуме, посвященном столетию со дня смерти Розановой, собрались специалисты со всей России

Сомнительная Розанова. Эскиз ткани. 1917. Частная коллекция, Нидерланды. Выставлена на продажу на artprice.com без указания цены. Фото: Наталья Шкуренок
Сомнительная Розанова. Эскиз ткани. 1917. Частная коллекция, Нидерланды. Выставлена на продажу на artprice.com без указания цены.
Фото: Наталья Шкуренок

Симпозиум и выставки организовал и проводит фонд русского авангарда «Розановский центр» (РЦ), действующий во Владимире с 2016 года. События этого года посвящены важнейшей дате — 100-летию со дня смерти Ольги Розановой. Выставки открыты в Центральной детской художественной школе Владимира и в обустроенной под выставочное пространство комнате дома Розановой.

С выставки «Сомнительная Розанова». Фото: Наталья Шкуренок
С выставки «Сомнительная Розанова».
Фото: Наталья Шкуренок

В залах детской художественной школы реализованы два проекта, подготовленных специально к симпозиуму. Один из них его куратор и ученый секретарь РЦ Анна Бражкина назвала «Владимирский фовизм». Здесь представлены четыре портрета членов семьи Ольги Розановой, выполненные ею в 1911–1913 годах. Первый — знаменитый «Портрет А.В.Розановой», сестры художницы, написанный ею в 1912 году в Москве, где на Большой Якиманке жила тогда Анна. Картина в свое время вызвала огромный интерес и стала одной из самых известных работ Розановой — ее репродукция даже появилась в журнале «Огонек» рядом с тремя работами Малевича. Три других произведения — автопортрет самой художницы, портреты матери («Портрет дамы в зеленом платье») и брата Анатолия («Мужской портрет»).

Дом Ольги Розановой во Владимире. Фото: Наталья Шкуренок
Дом Ольги Розановой во Владимире.
Фото: Наталья Шкуренок

«На мой взгляд, Ольга Розанова создала особый, свой собственный жанр, — объяснила идею проекта Анна Бражкина корреспонденту TANR. — Его можно назвать парадным семейным фовистским портретом. Ольга Розанова в процессе становления как художника пробовала писать в разных манерах. Эти четыре портрета объединяет не только семейное родство моделей и то, что работы были написаны по случаю юбилеев (матери исполнилось 60 лет, сестре — 25), — их объединяет и общий живописный стиль — фовизм».

Посетители на выставке «Сомнительная Розанова». Фото: Наталья Шкуренок
Посетители на выставке «Сомнительная Розанова».
Фото: Наталья Шкуренок

Другая выставка, проходящая в этих же залах, получила название «Сомнительная Розанова». Так же именуется и журнал, который РЦ выпустил к открытию выставки и симпозиуму; в нем подробно описаны различные истории, связанные с бытованием поддельных работ художницы. На выставке представлена большая серия фотокопий с подделок произведений Ольги Розановой, проданных за последние десятилетия. Сотрудникам РЦ удалось найти в Интернете около 70 сомнительных картин, приписываемых художнице, которые появляются на аукционах, хранятся в частных коллекциях и музеях Австрии, Бразилии, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Швеции. «Мы специально не называем их фальшивками, поскольку пока клеймо „фальшивка“ на них не поставлено, — говорит Полина Вахотина, директор РЦ. — Сомневаться имеем право и делаем это открыто. И дальше планируем пополнять нашу коллекцию „сомнительных Розановых“».

Ольга Розанова. «Пейзаж с извозчиком». 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. «Пейзаж с извозчиком». 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным

Еще одна экспозиция открыта в небольшом пространстве пока единственной отремонтированной комнаты в доме семьи Розановых, стоящем во Владимире на Музейной улице. «Игра в аду» — так называется знаменитая книга Алексея Крученых и Велимира Хлебникова, обложку которой создал Казимир Малевич, а иллюстрации — Ольга Розанова. РЦ заказал в Российской государственной библиотеке копию с микрофильма этой книги — увеличенные принты иллюстраций и текст украшают стены розановского дома. «Эта экспозиция — повод поговорить о доме и о том, что мы здесь планируем, — считает Полина Вахотина. — Мы не хотим делать здесь мемориальный музей, поскольку не осталось никаких подлинных вещей художницы. У нас вообще нет задачи „консервации Розановой“. Нам хочется развиваться, двигаться дальше, сделать дом живым творческим пространством. Хотим, чтобы этот уголок Владимира — сейчас почти безлюдный, обделенный вниманием гостей — вписался в туристическое пространство города. Хотим оживить дом, чтобы сюда приходили и туристы, и местные жители, знакомились с творчеством Ольги Розановой, участвовали в разных акциях».

Выставки РЦ во Владимире продлятся до конца мая.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+