Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой

Специалисты Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда

Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным

О находке сообщил на научной конференции «Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы», прошедшей на прошлой неделе во Владимире, сотрудник Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. До сих пор считалось, что дом Розановой не сохранился. Теперь Алексей Арескин готовит документы для заявки на постановку дома под государственную охрану.

Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной
Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной

Знаменитая авангардистка Ольга Розанова родилась в 1886 году в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. Она переехала во Владимир в возрасте 12 лет для обучения в гимназии. С 1905 года жила в Москве и Петербурге, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.

Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным

Дом располагается по адресу ул. Музейная, 10. Музейная относится к кусту бывших Троицких улиц. Этот небольшой район прилегает к Соборной площади — символическому и административному центру исторического ядра Владимира. Во времена Розановой тут располагались не только главные храмы епархии — Успенский и Дмитриевский белокаменные соборы, но и губернские присутственные места. Поэтому Троицкий район был местом, где селились управленцы, военные чины, священники, а также состоятельная интеллигенция: архитекторы, издатели, литераторы, историки, реставраторы. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.

Благодаря изысканиям Алексея Арескина открылась возможность углубить родословную Розановой по материнской линии на семь поколений. Оказалось, например, что среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».

Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой
Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой

Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении. Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г. Фото: Светлана Королева
Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г.
Фото: Светлана Королева

Из основных направлений деятельности такой потенциальной общественной институции Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра, называет организацию передвижных межмузейных выставок, проведение научных конференций, создание единой общедоступной базы данных по объектам русского авангарда, реализацию образовательной программы, пленэров и резиденций для молодых художников. Главная проблема в сфере изучения и художественного освоения наследия русского авангарда — рассеянность работ по музеям и частным коллекциям, считают в Розановском центре. Налаживание системного сотрудничества между множеством хранителей и исследователей — насущный вопрос сегодняшнего дня. При подготовке своих ключевых мероприятий, ежегодной выставки и конференции, Розановский центр уже сотрудничает с более чем 20 музеями России.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
7
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+