Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой

Специалисты Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда

Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным

О находке сообщил на научной конференции «Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы», прошедшей на прошлой неделе во Владимире, сотрудник Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. До сих пор считалось, что дом Розановой не сохранился. Теперь Алексей Арескин готовит документы для заявки на постановку дома под государственную охрану.

Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной
Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной

Знаменитая авангардистка Ольга Розанова родилась в 1886 году в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. Она переехала во Владимир в возрасте 12 лет для обучения в гимназии. С 1905 года жила в Москве и Петербурге, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.

Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным

Дом располагается по адресу ул. Музейная, 10. Музейная относится к кусту бывших Троицких улиц. Этот небольшой район прилегает к Соборной площади — символическому и административному центру исторического ядра Владимира. Во времена Розановой тут располагались не только главные храмы епархии — Успенский и Дмитриевский белокаменные соборы, но и губернские присутственные места. Поэтому Троицкий район был местом, где селились управленцы, военные чины, священники, а также состоятельная интеллигенция: архитекторы, издатели, литераторы, историки, реставраторы. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.

Благодаря изысканиям Алексея Арескина открылась возможность углубить родословную Розановой по материнской линии на семь поколений. Оказалось, например, что среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».

Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой
Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой

Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении. Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г. Фото: Светлана Королева
Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г.
Фото: Светлана Королева

Из основных направлений деятельности такой потенциальной общественной институции Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра, называет организацию передвижных межмузейных выставок, проведение научных конференций, создание единой общедоступной базы данных по объектам русского авангарда, реализацию образовательной программы, пленэров и резиденций для молодых художников. Главная проблема в сфере изучения и художественного освоения наследия русского авангарда — рассеянность работ по музеям и частным коллекциям, считают в Розановском центре. Налаживание системного сотрудничества между множеством хранителей и исследователей — насущный вопрос сегодняшнего дня. При подготовке своих ключевых мероприятий, ежегодной выставки и конференции, Розановский центр уже сотрудничает с более чем 20 музеями России.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+