Во Владимире обнаружен дом Ольги Розановой

Специалисты Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда

Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Кузня". 1911. Одна из владимирских кузниц у Патриарших садов. Не сохранилась. Атрибутировано Алексеем Арескиным

О находке сообщил на научной конференции «Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы», прошедшей на прошлой неделе во Владимире, сотрудник Государственного архива Владимирской области Алексей Арескин. До сих пор считалось, что дом Розановой не сохранился. Теперь Алексей Арескин готовит документы для заявки на постановку дома под государственную охрану.

Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной
Ольга Розанова. "Бульвар". 1912. Сестра художницы Анна Розанова гуляет с собакой Чаркой по Пушкинскому бульвару на Соборной площади во Владимире. Атрибутировано Верой Терехиной

Знаменитая авангардистка Ольга Розанова родилась в 1886 году в городе Меленки Владимирской губернии в семье уездного исправника. Она переехала во Владимир в возрасте 12 лет для обучения в гимназии. С 1905 года жила в Москве и Петербурге, но возвращалась во Владимир практически каждое лето и проводила тут по несколько месяцев. Специалисты выявили уже около 30 живописных и графических работ Розановой, на которых запечатлены владимирские реалии. Непосредственно в обнаруженном доме она делала свои совместные с поэтом Алексеем Крученых литографированные книги, ныне хранящиеся в собраниях самых крупных музеев мира.

Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным
Ольга Розанова. "Пейзаж с извозчиком". 1910. Один из двориков на нынешней Музейной улице. Атрибутировано Алексеем Арескиным

Дом располагается по адресу ул. Музейная, 10. Музейная относится к кусту бывших Троицких улиц. Этот небольшой район прилегает к Соборной площади — символическому и административному центру исторического ядра Владимира. Во времена Розановой тут располагались не только главные храмы епархии — Успенский и Дмитриевский белокаменные соборы, но и губернские присутственные места. Поэтому Троицкий район был местом, где селились управленцы, военные чины, священники, а также состоятельная интеллигенция: архитекторы, издатели, литераторы, историки, реставраторы. До деда Розановой, священника Василия Орлова, домом владел известный церковный художник Павел Роборовский.

Благодаря изысканиям Алексея Арескина открылась возможность углубить родословную Розановой по материнской линии на семь поколений. Оказалось, например, что среди ее дальних родственников был программный поэт советской оттепели Андрей Вознесенский, представитель российского трансавангарда. Их общему с Розановой дальнему предку Вознесенский посвятил поэму «Андрей Полисадов».

Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой
Ольга Розанова. "Красный дом". 1910. Бывший дом владимирского губернатора Лазарева, отца первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Лазарева, ныне — областной Центр пропаганды изобразительного искусства. Атрибутировано Маргаритой Поповой

Сегодня дом Розановой жилой площадью около 100 кв. м находится в частной собственности. В нем проживает пять семей, две из них — в ранее нежилых полуподвальных помещениях. При такой плотности заселения жильцы обитают в доме как минимум с 1959 года. С 1992 года им дважды сообщали о готовящемся расселении. Представители Розановского центра, действующего во Владимире с прошлого года, не исключают возможности консолидации средств на выкуп и реконструкцию дома для устройства в нем образовательного и культурного центра русского авангарда.

Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г. Фото: Светлана Королева
Участники конференции "Ольга Розанова: исследования и насущные жизненные вопросы" на фоне дома Розановой во Владимире. В красной шапке во втором ряду — Алексей Арескин, сотрудник областного архива, обнаруживший этот дом. Среди других участников — Андрей Сарабьянов (первый слева), глава московского Центра авангарда Еврейского музея, председатель попечительского совета Розановского центра. 26 февраля 2017 г.
Фото: Светлана Королева

Из основных направлений деятельности такой потенциальной общественной институции Анна Бражкина, ученый секретарь Розановского центра, называет организацию передвижных межмузейных выставок, проведение научных конференций, создание единой общедоступной базы данных по объектам русского авангарда, реализацию образовательной программы, пленэров и резиденций для молодых художников. Главная проблема в сфере изучения и художественного освоения наследия русского авангарда — рассеянность работ по музеям и частным коллекциям, считают в Розановском центре. Налаживание системного сотрудничества между множеством хранителей и исследователей — насущный вопрос сегодняшнего дня. При подготовке своих ключевых мероприятий, ежегодной выставки и конференции, Розановский центр уже сотрудничает с более чем 20 музеями России.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
3
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
4
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
5
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
6
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
На аукционе Christie’s в Нью-Йорке собрание шедевров соучредителя Microsoft принесло рекордные полтора миллиарда долларов. Двадцать рекордов цен на художников были побиты, а пять работ проданы более чем за $100 млн
10.11.2022
Коллекция Пола Аллена продана за $1,5 миллиарда
7
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+