18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итальянцы предпочли авангард тоталитарному реализму

№62
Материал из газеты

Выставка «Рождение нации. От Гуттузо к Фонтане и Скифано» — это экскурс в искусство и социально-политическую жизнь Италии с конца 1950-х до конца 1960-х годов

Когда в Национальной галерее современного искусства в Риме в 1959 году ее директор Пальма Букарелли выставила «Большой мешок» (1953) Альберто Бурри, это вызвало такой скандал, что итальянский парламент начал даже специальное расследование. От Букарелли потребовали объяснений, почему средства, выделенные на приобретение произведений искусства, тратятся на покупку мусора. Здесь важно уточнить, что запрос был инициирован коммунистами, которые обладали в те годы большим политическим весом в Италии и поддерживали фигуративное искусство, знаменем которого был Ренато Гуттузо, тоже коммунист. Его полотно «Битва у моста Аммиральо» (1955), посвященное борьбе Гарибальди за объединение Италии (а иносказательно — с фашистским режимом), включено в выставку «Рождение нации» в Палаццо Строцци во Флоренции. Как и скандально знаменитая консервная банка Merda d’artista (1961) — объект enfant terrible итальянского искусства Пьеро Мандзони с собственными фекалиями. «Нам этим проектом хотелось показать, насколько сложны были процессы двух послевоенных десятилетий в итальянском обществе и искусстве», — говорит куратор выставки Лука Массимо Барберо. Собственно, политика и культура и задают тон всей экспозиции, где в первом же зале на четырех мониторах реконструируется история Италии от ее объединения в 1861 году до «экономического чуда» 1960-х и кризисного 1968 года с его студенческими волнениями и зарождением леворадикального терроризма, потрясшего страну в 1970-е. 

В борьбе же реализма и авангардизма победил последний, хотя бы потому, что у молодых художников все фигуративное ассоциировалось с фашизмом. Сегодня уже очевидно, что искусство при Муссолини было куда сложнее. Об этом идущая сейчас в Фонде Prada в Милане выставка «Искусство, жизнь, политика. Италия 1918–1943». В 1960-е итальянское искусство уже часть мирового мейнстрима. За старшее поколение на выставке отвечают Альберто Бурри, Лучо Фонтана, Джузеппе Капогросси. За поп-арт — Миммо Ротелла, Марио Скифано. За арте повера — Янис Куннелис, Джузеппе Пеноне, Микеланджело Пистолетто, Марио Мерц. Всего 70 участников. Завершается же все работой «Перевернутый взгляд» (1970) Пеноне, символом новых вызовов итальянской нации. Но это уже другая ­тема.  

Палаццо Строцци.
Рождение нации. От Гуттузо к Фонтане и Скифано
До 22 июля

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+